Решение Красноярского УФАС России от 16.01.2015 по делу N 174-15-14 <О нарушении запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия ограничение конкуренции>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
РЕШЕНИЕ
от 16 января 2015 г. по делу № 174-15-14
Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии 26 декабря 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 16 января 2015 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти, Костюкевич Я.С., ведущий специалист-эксперт контрольного отдела, рассмотрела дело № 397-15-14, возбужденное в отношении Красноярского городского Совета депутатов по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), без участия лиц, надлежащих образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило обращение прокуратуры города Красноярска (вх. № 22701 от 14.11.2014), в котором сообщается о результатах проведенной прокуратурой проверки на предмет соответствия Решения Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2014 № 5-73 требованиям действующего законодательства.
Нарушение законодательства заключается, по мнению прокуратуры, в необоснованном установлении расчета арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории, используемые и предназначенные для одних и тех же видов деятельности, а именно:
Решением установлено значение коэффициента К1 в размерах 0,001 в отношении вновь предоставляемых земельных участков и 0,015 в отношении прочих земельных участков для расчета размера арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения спортивных и игровых площадок, открытых спортивных плоскостных сооружений, не требующих установления санитарно-защитных зон, объектов, связанных с организацией туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия, парков, скверов, городских садов.
Таким образом, по договорам аренды вышеуказанных земельных участков, заключенным до дня вступления в силу данного решения, расчет арендной платы будет производиться с учетом коэффициента К1, равного 0,015, а по договорам аренды земельных участков, заключенным после вступления в силу решения, расчет арендной платы будет производиться с учетом коэффициента К1, равного 0,001.
Установление такого порядка расчета арендной платы является нарушением принципа запрета необоснованных предпочтений, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, и свидетельствует о создании дискриминационных условий, что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
По данному факту Красноярским УФАС России на основании Приказа № 698 от 02.12.2014 было возбуждено дело № 397-15-14.
К моменту рассмотрения дела Красноярским городским Советом депутатов представлена письменная позиция (исх. № 01-860-В от 15.12.2014), согласно которой Красноярский городской Совет депутатов не признает себя нарушившим антимонопольное законодательство, поскольку проект Решения 14.10.2014 № 5-73 внесен Главой города.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из содержания терминов и понятий, приведенных в статье 2 указанного Закона, следует, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, состоит из Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Как определено в пункте 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права, в пределах своих полномочий.
Таким образом, нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении коэффициентов для расчета арендной платы за пользование земельными участками принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
На основании пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является дифференцированный подход к установлению правового режима земель, учет природных, социальных, экономических и иных факторов.
Пункт 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным.
Из изложенных норм следует, что размер арендной платы должен учитывать природные, социальные, экономические и иные факторы, касающиеся определенного земельного участка.
С учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11.05.2004 № 209-О в отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога, при отсутствии единых правил, дифференциацию базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Судебные органы должны выяснять, осуществлял ли орган местного самоуправления при принятии нормативного акта, в котором установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним, экономическое обоснование дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с аналогичным (публичным) порядком установления ставок, как земельного налога, так и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подлежит применению и при рассмотрении споров, связанных с установлением арендной платы за землю.
14.10.2014 Красноярским городским Советом депутатов принято Решение № 5-73 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43", подпунктом 1.1 которого предусмотрено установление различных значений коэффициента (К1) для расчета арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения спортивных и игровых площадок, открытых спортивных плоскостных сооружений, не требующих установления санитарно-защитных зон, объектов, связанных с организацией туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия, парков, скверов, городских садов, в зависимости от даты заключения договора аренды (предоставления земельных участков).
Анализ Решения Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2014 № 5-73 о внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43 "Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1), категорию арендатора (К2), срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (КЗ), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", действующего законодательства, позволили прийти к следующим выводам.
Решением установлено значение коэффициента К1 в размерах 0,001 в отношении вновь предоставляемых земельных участков и 0,015 в отношении прочих земельных участков для расчета размера арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения спортивных и игровых площадок, открытых спортивных плоскостных сооружений, не требующих установления санитарно-защитных зон, объектов, связанных с организацией туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия, парков, скверов, городских садов.
Таким образом, по договорам аренды вышеуказанных земельных участков, заключенным до дня вступления в силу данного решения, расчет арендной платы будет производиться с учетом коэффициента К1, равного 0,015, а по договорам аренды земельных участков, заключенным после вступления в силу решения, расчет арендной платы будет производиться с учетом коэффициента К1, равного 0,001.
В решении Красноярского городского Совета депутатов расчет экономической обоснованности применения коэффициентов, а также анализ оценочных характеристик земельных участков отсутствует. Не представлен указанный расчет и при рассмотрении дела Комиссией в обоснование правомерности установления вышеуказанных значений коэффициентов К1.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
К принципам определения арендной платы отнесены: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования; и принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Указанным Решением нарушаются законные интересы предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов, заключивших договоры аренды до вступления в силу указанного решения, по сравнению с хозяйствующими субъектами, заключившими договоры после вступления в силу данного решения.
Установление различных коэффициентов для расчета арендной платы за пользование земельными участками является нарушением принципа запрета необоснованных предпочтений, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, и свидетельствует о создании дискриминационных условий, что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Довод ответчика о том, что акт - проект Решения 14.10.2014 № 5-73 внесен Главой города, в связи с чем, в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, подлежит отклонению, поскольку акт принят непосредственно представительным органом, кроме того, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В данном случае органом местного самоуправления принят нормативный акт, то есть акт, распространяющий свое действие на неопределенный круг лиц. Следовательно, указанный акт органа местного самоуправления, регулирующий порядок установления коэффициентов для расчета арендной платы за пользование земельными участками, затрагивает интересы неограниченного круга лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается принятие актов, которые приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет дискриминационные условия как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Из приведенных норм права следует, что акт соответствующего уполномоченного органа, предусматривающий установление различных коэффициентов для расчета арендной платы за пользование земельными участками, приводящий к установлению различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, свидетельствует о создании дискриминационных условий и нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений, поэтому не соответствует пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и Постановлению № 582.
Таким образом, в действиях Красноярского городского Совета депутатов имеет место нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в принятии (утверждении) акта, противоречащего действующему законодательству, а именно Решения № 5-73 от 14.10.2014 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43", подпунктом 1.1 которого предусмотрено установление различных значений коэффициента (К1) для расчета арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения спортивных и игровых площадок, открытых спортивных плоскостных сооружений, не требующих установления санитарно-защитных зон, объектов, связанных с организацией туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия, парков, скверов, городских садов, в зависимости от даты заключения договора аренды (предоставления земельных участков), что противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений, влияет на положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, влечет ограничение конкуренции.
Соответствующими действиями нарушен публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи Комиссия приходит к выводу:
- об отсутствии оснований для прекращения производства по делу;
- о наличии в действиях Красноярского городского Совета депутатов, выразившихся в принятии акта, противоречащего действующему законодательству, а именно Решения № 5-73 от 14.10.2014 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43", подпунктом 1.1 которого предусмотрено установление различных значений коэффициента (К1) для расчета арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения спортивных и игровых площадок, открытых спортивных плоскостных сооружений, не требующих установления санитарно-защитных зон, объектов, связанных с организацией туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия, парков, скверов, городских садов, в зависимости от даты заключения договора аренды (предоставления земельных участков), состава нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия);
- о необходимости выдачи предписания об отмене положений акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
На основании изложенного, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
решила:
1. Признать Красноярский городской Совет депутатов нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", в части принятия акта - Решения № 5-73 от 14.10.2014 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43", подпунктом 1.1 которого предусмотрено установление различных значений коэффициента (К1) для расчета арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения спортивных и игровых площадок, открытых спортивных плоскостных сооружений, не требующих установления санитарно-защитных зон, объектов, связанных с организацией туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия, парков, скверов, городских садов, в зависимости от даты заключения договора аренды (предоставления земельных участков), что противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений, влияет на положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, влечет (может повлечь) ограничение конкуренции.
2. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, восстановления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, выдать Красноярскому городскому Совету депутатов предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, с этой целью Красноярскому городскому Совету депутатов надлежит:
- принять меры, направленные на приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства (Федерального закона "О защите конкуренции", Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582) подпункта 1.1 Решения № 5-73 от 14.10.2014 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43" путем исключения установления различных значений коэффициента (К1) для расчета арендной платы за пользование земельными участками, в том числе в зависимости от даты заключения договора аренды (предоставления земельных участков).
Председатель Комиссии
Е.Л.ЛУЖБИН
Члены Комиссии
М.А.ДУДАРЕВА
Я.С.КОСТЮКЕВИЧ
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 16 января 2015 г. № 397-15-14
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти, Костюкевич Я.С., ведущий специалист-эксперт контрольного отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения от 16 января 2015 года по делу № 397-15-14 о нарушении Красноярским городским Советом депутатов части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
предписывает:
Красноярскому городскому Совету депутатов надлежит:
- в срок до 1 апреля 2015 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с этой целью Красноярскому городскому Совету депутатов надлежит:
- принять меры, направленные на приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства (Федерального закона "О защите конкуренции", Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582) подпункта 1.1 Решения № 5-73 от 14.10.2014 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43" путем исключения установления различных значений коэффициента (К1) для расчета арендной платы за пользование земельными участками, в том числе в зависимости от даты заключения договора аренды (предоставления земельных участков).
Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Красноярского УФАС России в течение 5 дней по истечении установленного срока исполнения предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Е.Л.ЛУЖБИН
Члены Комиссии
М.А.ДУДАРЕВА
Я.С.КОСТЮКЕВИЧ
------------------------------------------------------------------
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
РЕШЕНИЕ
от 16 января 2015 г. по делу № 174-15-14
Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии 26 декабря 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 16 января 2015 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти, Костюкевич Я.С., ведущий специалист-эксперт контрольного отдела, рассмотрела дело № 397-15-14, возбужденное в отношении Красноярского городского Совета депутатов по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), без участия лиц, надлежащих образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило обращение прокуратуры города Красноярска (вх. № 22701 от 14.11.2014), в котором сообщается о результатах проведенной прокуратурой проверки на предмет соответствия Решения Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2014 № 5-73 требованиям действующего законодательства.
Нарушение законодательства заключается, по мнению прокуратуры, в необоснованном установлении расчета арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории, используемые и предназначенные для одних и тех же видов деятельности, а именно:
Решением установлено значение коэффициента К1 в размерах 0,001 в отношении вновь предоставляемых земельных участков и 0,015 в отношении прочих земельных участков для расчета размера арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения спортивных и игровых площадок, открытых спортивных плоскостных сооружений, не требующих установления санитарно-защитных зон, объектов, связанных с организацией туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия, парков, скверов, городских садов.
Таким образом, по договорам аренды вышеуказанных земельных участков, заключенным до дня вступления в силу данного решения, расчет арендной платы будет производиться с учетом коэффициента К1, равного 0,015, а по договорам аренды земельных участков, заключенным после вступления в силу решения, расчет арендной платы будет производиться с учетом коэффициента К1, равного 0,001.
Установление такого порядка расчета арендной платы является нарушением принципа запрета необоснованных предпочтений, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, и свидетельствует о создании дискриминационных условий, что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
По данному факту Красноярским УФАС России на основании Приказа № 698 от 02.12.2014 было возбуждено дело № 397-15-14.
К моменту рассмотрения дела Красноярским городским Советом депутатов представлена письменная позиция (исх. № 01-860-В от 15.12.2014), согласно которой Красноярский городской Совет депутатов не признает себя нарушившим антимонопольное законодательство, поскольку проект Решения 14.10.2014 № 5-73 внесен Главой города.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из содержания терминов и понятий, приведенных в статье 2 указанного Закона, следует, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, состоит из Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Как определено в пункте 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права, в пределах своих полномочий.
Таким образом, нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении коэффициентов для расчета арендной платы за пользование земельными участками принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
На основании пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является дифференцированный подход к установлению правового режима земель, учет природных, социальных, экономических и иных факторов.
Пункт 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным.
Из изложенных норм следует, что размер арендной платы должен учитывать природные, социальные, экономические и иные факторы, касающиеся определенного земельного участка.
С учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11.05.2004 № 209-О в отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога, при отсутствии единых правил, дифференциацию базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Судебные органы должны выяснять, осуществлял ли орган местного самоуправления при принятии нормативного акта, в котором установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним, экономическое обоснование дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с аналогичным (публичным) порядком установления ставок, как земельного налога, так и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подлежит применению и при рассмотрении споров, связанных с установлением арендной платы за землю.
14.10.2014 Красноярским городским Советом депутатов принято Решение № 5-73 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43", подпунктом 1.1 которого предусмотрено установление различных значений коэффициента (К1) для расчета арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения спортивных и игровых площадок, открытых спортивных плоскостных сооружений, не требующих установления санитарно-защитных зон, объектов, связанных с организацией туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия, парков, скверов, городских садов, в зависимости от даты заключения договора аренды (предоставления земельных участков).
Анализ Решения Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2014 № 5-73 о внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43 "Об утверждении Положения об арендной плате за землю в городе Красноярске, а также об определении значений коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка (К1), категорию арендатора (К2), срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок (КЗ), применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", действующего законодательства, позволили прийти к следующим выводам.
Решением установлено значение коэффициента К1 в размерах 0,001 в отношении вновь предоставляемых земельных участков и 0,015 в отношении прочих земельных участков для расчета размера арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения спортивных и игровых площадок, открытых спортивных плоскостных сооружений, не требующих установления санитарно-защитных зон, объектов, связанных с организацией туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия, парков, скверов, городских садов.
Таким образом, по договорам аренды вышеуказанных земельных участков, заключенным до дня вступления в силу данного решения, расчет арендной платы будет производиться с учетом коэффициента К1, равного 0,015, а по договорам аренды земельных участков, заключенным после вступления в силу решения, расчет арендной платы будет производиться с учетом коэффициента К1, равного 0,001.
В решении Красноярского городского Совета депутатов расчет экономической обоснованности применения коэффициентов, а также анализ оценочных характеристик земельных участков отсутствует. Не представлен указанный расчет и при рассмотрении дела Комиссией в обоснование правомерности установления вышеуказанных значений коэффициентов К1.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
К принципам определения арендной платы отнесены: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования; и принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Указанным Решением нарушаются законные интересы предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов, заключивших договоры аренды до вступления в силу указанного решения, по сравнению с хозяйствующими субъектами, заключившими договоры после вступления в силу данного решения.
Установление различных коэффициентов для расчета арендной платы за пользование земельными участками является нарушением принципа запрета необоснованных предпочтений, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, и свидетельствует о создании дискриминационных условий, что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Довод ответчика о том, что акт - проект Решения 14.10.2014 № 5-73 внесен Главой города, в связи с чем, в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, подлежит отклонению, поскольку акт принят непосредственно представительным органом, кроме того, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В данном случае органом местного самоуправления принят нормативный акт, то есть акт, распространяющий свое действие на неопределенный круг лиц. Следовательно, указанный акт органа местного самоуправления, регулирующий порядок установления коэффициентов для расчета арендной платы за пользование земельными участками, затрагивает интересы неограниченного круга лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается принятие актов, которые приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет дискриминационные условия как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Из приведенных норм права следует, что акт соответствующего уполномоченного органа, предусматривающий установление различных коэффициентов для расчета арендной платы за пользование земельными участками, приводящий к установлению различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, свидетельствует о создании дискриминационных условий и нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений, поэтому не соответствует пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и Постановлению № 582.
Таким образом, в действиях Красноярского городского Совета депутатов имеет место нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в принятии (утверждении) акта, противоречащего действующему законодательству, а именно Решения № 5-73 от 14.10.2014 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43", подпунктом 1.1 которого предусмотрено установление различных значений коэффициента (К1) для расчета арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения спортивных и игровых площадок, открытых спортивных плоскостных сооружений, не требующих установления санитарно-защитных зон, объектов, связанных с организацией туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия, парков, скверов, городских садов, в зависимости от даты заключения договора аренды (предоставления земельных участков), что противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений, влияет на положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, влечет ограничение конкуренции.
Соответствующими действиями нарушен публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи Комиссия приходит к выводу:
- об отсутствии оснований для прекращения производства по делу;
- о наличии в действиях Красноярского городского Совета депутатов, выразившихся в принятии акта, противоречащего действующему законодательству, а именно Решения № 5-73 от 14.10.2014 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43", подпунктом 1.1 которого предусмотрено установление различных значений коэффициента (К1) для расчета арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения спортивных и игровых площадок, открытых спортивных плоскостных сооружений, не требующих установления санитарно-защитных зон, объектов, связанных с организацией туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия, парков, скверов, городских садов, в зависимости от даты заключения договора аренды (предоставления земельных участков), состава нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия);
- о необходимости выдачи предписания об отмене положений акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
На основании изложенного, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
решила:
1. Признать Красноярский городской Совет депутатов нарушившим часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", в части принятия акта - Решения № 5-73 от 14.10.2014 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43", подпунктом 1.1 которого предусмотрено установление различных значений коэффициента (К1) для расчета арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения спортивных и игровых площадок, открытых спортивных плоскостных сооружений, не требующих установления санитарно-защитных зон, объектов, связанных с организацией туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия, парков, скверов, городских садов, в зависимости от даты заключения договора аренды (предоставления земельных участков), что противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений, влияет на положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, влечет (может повлечь) ограничение конкуренции.
2. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, восстановления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, выдать Красноярскому городскому Совету депутатов предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, с этой целью Красноярскому городскому Совету депутатов надлежит:
- принять меры, направленные на приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства (Федерального закона "О защите конкуренции", Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582) подпункта 1.1 Решения № 5-73 от 14.10.2014 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43" путем исключения установления различных значений коэффициента (К1) для расчета арендной платы за пользование земельными участками, в том числе в зависимости от даты заключения договора аренды (предоставления земельных участков).
Председатель Комиссии
Е.Л.ЛУЖБИН
Члены Комиссии
М.А.ДУДАРЕВА
Я.С.КОСТЮКЕВИЧ
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 16 января 2015 г. № 397-15-14
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти, Костюкевич Я.С., ведущий специалист-эксперт контрольного отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения от 16 января 2015 года по делу № 397-15-14 о нарушении Красноярским городским Советом депутатов части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
предписывает:
Красноярскому городскому Совету депутатов надлежит:
- в срок до 1 апреля 2015 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с этой целью Красноярскому городскому Совету депутатов надлежит:
- принять меры, направленные на приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства (Федерального закона "О защите конкуренции", Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582) подпункта 1.1 Решения № 5-73 от 14.10.2014 "О внесении изменений в Решение Красноярского городского Совета депутатов от 14.10.2008 № В-43" путем исключения установления различных значений коэффициента (К1) для расчета арендной платы за пользование земельными участками, в том числе в зависимости от даты заключения договора аренды (предоставления земельных участков).
Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Красноярского УФАС России в течение 5 дней по истечении установленного срока исполнения предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Е.Л.ЛУЖБИН
Члены Комиссии
М.А.ДУДАРЕВА
Я.С.КОСТЮКЕВИЧ
------------------------------------------------------------------