Постановление Администрации г. Норильска от 18.03.2015 N 104 "Об утверждении Схемы водоснабжения муниципального образования город Норильск Красноярского края на период 2015 - 2025 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. № 104

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОРИЛЬСК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
НА ПЕРИОД 2015 - 2025 ГОДЫ

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения", и руководствуясь ст. 10, 43, 44 Устава муниципального образования город Норильск, постановляю:

1. Утвердить Схему водоснабжения муниципального образования город Норильск Красноярского края на период 2015 - 2025 годы.
2. Опубликовать настоящее Постановление в газете "Заполярная правда" и разместить его на официальном сайте муниципального образования город Норильск.

Руководитель Администрации
города Норильска
Е.Ю.ПОЗДНЯКОВ





СХЕМА
ВОДОСНАБЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОРИЛЬСК
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД 2015 - 2025 ГОДЫ

Схема водоснабжения

1. Общие положения. Концепция схемы водоснабжения и основные инженерные решения

Схема водоснабжения муниципального образования город Норильск Красноярского края (далее по тексту МО г. Норильск) на период 2015 - 2025 годы разработана на основании следующих документов:
- Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
- Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения".
- Генерального Плана муниципального образования город Норильск Красноярского края.
Схема включает в себя первоочередные мероприятия по созданию систем водоснабжения направленные на повышение надежности функционирования этих систем, а также безопасные и комфортные условия для проживания людей.
Схема водоснабжения содержит:
- основные направления, принципы, задачи и целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения;
- прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития МО г. Норильск;
- зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения;
- карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения;
- границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения;
- перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Мероприятия охватывают следующие объекты системы коммунальной инфраструктуры:
Водоснабжение:
- магистральные сети водоснабжения;
- распределительные сети водоснабжения;
- водозаборы.

Паспорт схемы

Наименование
Схема водоснабжения муниципального образования город Норильск Красноярского края на период 2015 - 2025 годы.
Инициатор проекта
Администрация города Норильска Красноярского края.
Местонахождение объекта
Россия, Красноярский край, г. Норильск, Ленинский проспект, д. 24 "А"
Нормативно-правовая база для разработки схемы.
- Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения";
- Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
- Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Устав муниципального образования город Норильск;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения"
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 № 99 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса";
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 № 100 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса";
- СП 31.13330.2012 "Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" Актуализированная редакция СНИП 2.04.02.-84* Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 635/14;
- СП 31.13330.2012 "Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85*". Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 626.
Цели схемы
- развитие систем централизованного водоснабжения для существующего и нового строительства жилищного фонда в период до 2025 г.;
- увеличение объемов производства коммунальной продукции, в частности, оказания услуг по водоснабжению при повышении качества оказания услуг, а также сохранение действующей ценовой политики;
- улучшение работы систем водоснабжения;
- повышение качества питьевой воды.
Способ достижения поставленных целей
Для достижения поставленных целей следует реализовать следующие мероприятия:
- строительство новых водопроводных сетей;
- организация постоянного лабораторного контроля за качеством воды источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- установка приборов учета;
- снижение вредного воздействия на окружающую среду.
Сроки и этапы реализации схемы

Первый этап 2015 - 2020 г.

- замена и строительство водопроводных сетей - 79,352 км;
- организация постоянного лабораторного контроля за качеством воды источников хозяйственно - питьевого водоснабжения.

Второй этап 2020 - 2025 г.

- замена и строительство водопроводных сетей - 111,920 км;
- организация постоянного лабораторного контроля за качеством воды источников хозяйственно - питьевого водоснабжения.

Ожидаемые результаты от реализации мероприятий схемы
1. Повышение качества предоставления коммунальных услуг.
2. Реконструкция и замена устаревшего оборудования и сетей.
3. Увеличение мощности систем водоснабжения.
4. Подключение к сетям водоснабжения вводимых в эксплуатацию объектов капитального строительства.
5. Улучшение экологической ситуации на территории МО г. Норильск.
6. Создание коммунальной инфраструктуры для комфортного проживания населения.

2. Исходные данные

Исходными данными послужили материалы, представленные Администрацией города Норильска, ОАО "Норильско-Таймырской энергетической компании" (далее - ОАО "НТЭК"), Муниципального унитарного предприятия "Коммунальные объединенные системы" (далее - МУП "КОС") и управляющими организациями.

3. Технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения

3.1. Описание системы и структуры водоснабжения и деление территории муниципального образования город Норильск на эксплуатационные зоны
Системой водоснабжения называют комплекс сооружений и устройств, обеспечивающий снабжение водой всех потребителей в любое время суток в необходимом количестве и с требуемым качеством.
Задачами систем водоснабжения являются:
- добыча воды;
- при необходимости подачи ее к местам обработки и очистки;
- хранение воды в специальных резервуарах;
- подача воды в водопроводную сеть к потребителям.
Организация системы водоснабжения МО г. Норильск происходит на основании сопоставления возможных вариантов с учетом особенностей территорий, требуемых расходов воды на разных этапах развития города, возможных источников водоснабжения, требований к напорам, качеству воды и гарантированности ее подачи.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологической надежности проектируемых и реконструируемых водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения (далее - ХПВ) в местах расположения водозаборных сооружений и окружающих их территориях организуются зоны санитарной охраны (далее - ЗСО). Зона санитарной охраны источника водоснабжения в месте забора воды состоит из трех поясов: первого строгого режима, второго и третьего режимов ограничения. Проекты указанных зон разработаны на основе данных санитарно-топографического обследования территорий, а также гидрологических, гидрогеологических, инженерно-геологических и топографических материалов.
Важнейшим элементом систем водоснабжения МО г. Норильск являются водопроводные сети. К сетям водоснабжения предъявляются повышенные требования бесперебойной подачи воды в течение суток в требуемом количестве и надлежащего качества. Сети водопровода подразделяются на магистральные и распределительные. Магистральные линии предназначены в основном для подачи воды транзитом к отдаленным объектам. Они идут в направлении движения основных потоков воды. Магистрали соединяются рядом перемычек для переключений в случае аварии. Распределительные сети подают воду к отдельным объектам, и транзитные потоки там незначительны.
Сеть водопровода МО г. Норильск имеет целесообразную конфигурацию (трассировку) и доставляет воду к объектам по возможности кратчайшим путем. Поэтому форма сети в плане имеет большое значение, особенно с учетом бесперебойности и надежности в подаче воды потребителям. Эти вопросы решаются с учетом рельефа местности, планировки населенного пункта, размещения основных потребителей воды и др.
Под централизованной системой водоснабжения понимают организованную систему сооружений и трубопроводов, обеспечивающей забор воды из разных источников (рек, озер, водоемов, грунтовых вод, скважин) и подготовку до требуемых параметров, хранение и подачу ее локальным потребителям.
Централизованная система водоснабжения МО г. Норильск в зависимости от местных условий и принятой схемы водоснабжения обеспечивает:
- хозяйственно-питьевое водопотребление в жилых и общественных зданиях, нужды коммунально-бытовых предприятий;
- хозяйственно-питьевое водопотребление на предприятиях;
- производственные нужды промышленных предприятий, где требуется вода питьевого качества или предприятий, для которых экономически нецелесообразно сооружение отдельного водопровода;
- тушение пожаров;
- собственные нужды на промывку водопроводных и канализационных сетей и т.п.
Поэтому важнейшей задачей при организации систем водоснабжения МО г. Норильск является расчет потребностей города в воде, объемов водопотребления на различные нужды. Для систем водоснабжения расчеты совместной работы водоводов, водопроводных сетей, насосных станций и регулирующих емкостей выполняются по следующим характерным режимам подачи воды:
- в сутки максимального водопотребления - максимального, среднего и минимального часовых расходов, а также максимального часового расхода и расчетного расхода воды на нужды пожаротушения;
- в сутки среднего водопотребления - среднего часового расхода воды;
- в сутки минимального водопотребления - минимального часового расхода воды.
Хозяйственно-питьевое и техническое водоснабжение МО г. Норильск осуществляется от шести водозаборов - 3 поверхностных (Водозабор № 1, Водозабор № 2, Водозабор на озеро Подкаменное) и 3 подземных (Ергалахский водозабор, Талнахский водозабор, Амбарнинский водозабор). Обеспечение населения и промышленных предприятий МО г. Норильск питьевым и техническим водоснабжением осуществляется через централизованную систему водопроводов от водозаборов до потребителей при помощи насосных станций.
Подача питьевой воды потребителям МО г. Норильск осуществляется посредством 4-х насосных станций (далее - НС) (НС 1-го подъема Ергалахского водозабора подземных вод, НС 2-го подъема Ергалахского водозабора подземных вод, НС № 5, 5бис), подача технической воды посредством 8-ми насосных станций (НС № 3, 6, 7, 11а, 11бис, 15, 16, 17).
Насосная станция № 1 на реке Норильская предназначена для обеспечения водой потребителей Центрального района (в том числе ж/о Оганер) МО г. Норильск, ТЭЦ-1, промплощадки.
Насосная станция № 2 на реке Норильская предназначена для обеспечения производственной водой потребителей площадки Надежда, ТЭЦ-3, медного завода, подпитка озера Долгое, промышленных предприятий района Талнах.
Подача хозяйственно-питьевой воды потребителям района Кайеркан осуществляется посредством 2-х насосных станций (НС № 13бис бис, № 19).
Подача хозяйственно-питьевой воды потребителям района Талнах осуществляется посредством 8-ми насосных станций (НС 1-го подъема Талнахского водозабора подземных вод, НС 2-го подъема Талнахского водозабора подземных вод, НС № 27, 27бис, 28, 29, 29бис, 35).
Очистка воды из реки Норильской производится на очистных сооружениях Центрального района (в том числе ж/о Оганер) МО г. Норильск, согласно требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения". Проектная производительность очистных сооружений Центрального района МО г. Норильск составляет 144000 куб. м/сут, очистных сооружений ж/о Оганер - 20000 куб. м/сутки.
Таким образом, система водоснабжения МО г. Норильск представляет собой целый ряд взаимно связанных сооружений и устройств. Все они работают в особом режиме, со своими гидравлическими, физико-химическими и микробиологическими процессами, протекающими в различные сроки. Суммарная протяженность водопроводных сетей, обслуживаемых ресурсоснабжающей организацией ОАО "НТЭК", составляет 456 390 м, из них:
- Центральный район МО г. Норильск - 290 418 м;
- район Талнах МО г. Норильск - 100 396 м;
- район Кайеркан МО г. Норильск - 55 074 м;
- п. Снежногорск - 10 502 м.
Специфика системы водоснабжения заключается в том, что она выполняет все функции по добыче воды и раздаче потребителям. При этом отдельные устройства и сооружения значительно удалены друг от друга. Для управления сложной системой водоснабжения из одного пункта рекомендуется применять современные средства автоматического контроля и управления.
3.2. Описание территорий муниципального образования город Норильск не охваченных централизованными системами водоснабжения
Отсутствуют.
3.3. Описание технологических зон водоснабжения, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения.
Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Постановление Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" (вместе с "Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения", "Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения") вводят новое понятие в сфере водоснабжения и водоотведения - "технологическая зона водоснабжения" - часть водопроводной сети, принадлежащей организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, в пределах которой обеспечиваются нормативные значения напора (давления) воды при подаче ее потребителям в соответствии с расчетным расходом воды.
Исходя из определения технологической зоны водоснабжения в централизованной системе водоснабжения МО г. Норильск, можно выделить следующую зону:
- Технологическая зона системы централизованного водоснабжения ОАО "НТЭК" от источников по магистральным водоводам, через очистные сооружения, до границ объектов промышленных потребителей и жилого сектора, далее МУП "КОС" по распределительным трубопроводам транспортирует до границ управляющих организаций и потребителей жилого сектора.
3.4. Описание результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения, включая: описание состояния существующих источников водоснабжения и водозаборных сооружений.
Источником водоснабжения служат подземные и поверхностные воды. Водозаборными сооружениями подземных вод являются артезианские скважины.
Всего на территории МО г. Норильск насчитывается 3 подземных водозабора: Ергалахский, Талнахский, Амбарнинский.
Поверхностные источники - река Норильская, озеро Подкаменное.
Качество питьевой воды централизованного водоснабжения отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Общее среднее водопотребление населением в 2014 году составило 34000 куб. м/сутки.
Водоснабжение промышленных предприятий осуществляется от водозаборных сооружений МО г. Норильск.
Технические характеристики и данные по состоянию водопроводных сетей на территории МО г. Норильск представлены в таблице 3.4.1.

Таблица 3.4.1

Техническая характеристика трубопроводов питьевого
водоснабжения ОАО "НТЭК"

№ п/п
Место расположения водопроводной сети
Протяженность трубопровода, км
Год ввода в эксплуатацию
1
Ергалахский и горнопромышленный участок

Водоводы от н/ст Е-3 до н/ст II подъема


Ду400
0,826
1976
Водоводы от н/ст Е-11, 11бис до н/ст II подъема


Ду500
2,768
1976
Ду600
2,776
Водоводы от н/ст Е-11, 11бис до н/ст Е-15


Ду400
0,594
1977
Ду500
2,779
Магистральные водоводы от н/ст II подъема до цеха электролиза никеля (т. 8)


Ду1000
2,200
1976
Ду600
6,600
Водоводы от ЦЭНа т. 8 до н/ст № 3 Ду1000
2,700
1977
Водоводы от т. 41 до резервуара пл. ТВГС Ду600
1,800
1977
Водовод от резервуара до ТЭЦ-1 Ду1000
0,800
1977
Водовод от ТЭЦ-1 до н/ст № 5 Ду800
2,300
1977
Водоводы от н/ст II подъема Ергал. в/з до НПОПАТ


Ду600
2,000
1996
Ду500
1,400
1996
Итого
29,543

2
Участок водоснабжения Надеждинского металлургического завода и Центрального района

(Хозяйственный противопожарный водовод от т. А до т. Б (2Ду 250 от бл. "Купец" до н/ст № 15) Ду250
17,4690
1973
От узла № 5 до узла № 6 бис


правый Ду 250
2,1200
1977
левый Ду 250
2,1200
От узла № 5 до узла "А"


правый Ду 250
1,3380
1977
левый Ду 250
1,9780
1980
Водовод хозяйственно-противопожарный на БИО Ду 200
0,8000
1978
Водораспределительная сеть от н/ст № 5 до МПЗ (в/в № 4) Ду 500
1,2000
1964
Водовод на гор. мол. Завод Ду 300
1,1400

Водовод от н/ст № 5 до Зуб-горы Ду 600
6,9000
1978
От Зуб-горы до н/ст № 11бис Ду 400
4,8400
Ду 600
1,0620
Пожарохозяйственный водовод от КП-3 до КП-5 Ду500
3,8400
1990
Водоводы 2Ду500 мм от КП-1 до КП-5 ул. Нансена
2,8000
1990
Водовод от н/ст № 5 до ул. Октябрьской Ду 300
0,7300
1955
дома связи Ду300
0,5260
1986
оз. Уолба Ду300
2,1690
1986
Водовод хоз. противопожарный от дома связи по ул. Заводской Ду 200
0,6250
1940
до Нефтебазы Ду 250
1,4120
1962
по ул. Мельниченко Ду 150
2,4540
1940
по ул. Мельниченко Ду 150
1,8840
1958
Водораспределительная сеть от соц. Города до Нефтебазы Ду 300
2,4840
1969
Водоводы Ю.В. и С.З. 2Ду500 УП-1 до КП-3 Ду 500
2,8000
1989
от т. 6 до т. 8 Ду 500
1,0220
1989
Водовод от т. 5 до т. 24 ул. Нансена - МЗ - н/ст 11бис Ду 500
2,6520
1996
Водовод от н/ст № 11бис до н/ст № 18 пл. Надежда Ду400
8,1270
1981
Водовод от н/ст № 5 до пиковой котельной Ду 500
0,6610
1981
Водовод от н/ст № 5бис до т. Т Ду600
0,6420
1981
Водовод от резервуаров N№ 3, 4 до н/ст № 5бис Ду1000
0,2670
1981
Водовод от н/ст 11а до пл. ЗЖБИ - ДОЗ-3


Ду 300
3,7500
1972
Ду 200
2,3560
Водовод от н/ст 11а до ст. Нежданная Ду400
13,3800
1964
Водовод от н/ст № 5 до ГРС


Ду150
2,2452
1969
Ду400
1,3452
1986
Водовод от н/ст № 5 до т. Т


Ду600
0,6430
1962
Ду700
Ду1000
Водовод от пикета 0-00 до пикета 20 (ПК0-00 до ПК20) Ду600
2,6400
1983
Водовод Ду400 до ст. Нежданная
6,6050
1986
Водовод Ду400 КП-2 оз. Подкаменное
0,2880
1987
Водовод от н/ст 11а до р. "Ангидрид" Ду300
3,0610
1996
Водовод от н/ст 11бис до 18 н/ст Ду400
4,5000
1999
Водовод холодной воды от КП-5 до н/ст 11бис Ду 500
1,3980
2001
Водовод от 11бис до н/ст № 15 Ду400
3,1830
2001
Итого:
121,4564

3
Участок водоснабжения Центрального района (ж/о Оганер)

Водовод от столовой до больницы Ду300
1,840
1989
Водовод от т. 25 до т. 26


Ду300
1,053
1989
Ду200
0,240
Водовод от т. 26 до столовой Ду300
0,476
1989
Итого:
3,609

4
Участок водоснабжения района Талнах

Водовод от н/ст АР-9 до основной магистрали Ду400
0,110
1970
Водовод от н/ст АР-3 Ду300
0,355
1965
Водовод от н/ст АР-6, 7 Ду400
0,825
1969
Водовод от н/ст АР-4 Ду250
0,105
1966
Водовод от н/ст АР-12 до н/ст II подъема Талнахского в/з Ду350
0,960
1973
Водовод от н/ст АР-8, 9 Ду400
0,250

Водовод от н/ст АР-16, 16бис Ду400
0,315

Сбросной водовод от н/ст АР-16, 16бис Ду200
0,370

Водовод от н/ст АР-19,19бис, 20, 20бис до в/да от н/ст АР-12 Ду400
1,304

Водовод от н/ст АР-32, 30 Ду200
0,100
1988
Водовод от АР-1 до магистральных сетей Ду200
0,250
1989
Водораспределительная сеть от НПС до


р. "Комсомольский"


Ду 300
1,461
1966
Ду500
0,900
1994
Водопровод к площадке ЮВС


р. "Комсомольский" Ду200
1,170
1973
Водораспределительная сеть на ЮВС


р. "Комсомольский" Ду250
0,435
1967
Водораспределительная сеть на ЗЗС


р. "Комсомольский" Ду200
1,076
1968
Водовод на ВС-8 р. "Комсомольский" Ду150
1,100
1987
Водораспределительная сеть на ЗЗС р. "Маяк" Ду150
0,435
1967
Водовод от т. 1 до мр-на 4 Ду300
0,800
1978
Водовод на п. Геологов комплекса


р. "Таймырский" т. 1 - т. 4 Ду400
1,064
1987
Магистральные водоводы от р. "Маяк" до ТЭЦ-2 Ду500
2,288
1970
Водовод от пожбаков на р. Маяк до р. Комсомольский


Ду500
1,400
1973
Ду500
5,300

Итого:
22,373

5
Участок водоснабжения района Кайеркан

Водовод от н/ст № 13 на оз. Подкаменное до района Кайеркан Ду300
3,000
1977
Водораспределительная сеть от ст. Нежданная до оз. Подкаменное


Ду400
3,018
1965
Ду400
3,131
1986
Водораспред. сеть от кот № 1 до ст. тех обслуживания Ду200
3,180
1969
Водораспред. сеть от блоков цехов КУР-1 Ду150
2,880
1964
Водовод от скв. АА-30 до магистральн. водовода Ду150
0,400
1981
Водоводы от н/ст I подъема до н/ст II подъема Амбарнинского в/з


Ду150
4,000
1981
Ду200
5,000
1981
Водовод от Амбарнинского в/з до района Кайеркана


Ду300
7,225
1981
Ду300
0,238
1984
Водоводы площадки н/ст 13бис Ду400
0,560
1988
Водовод от н/ст № 13бис до КП-2 Ду400
2,919
1991
Водовод от КП-2 до КП-4 Ду400
8,038
1992
Водоводы от КП-4 до КП-5 (до резервуаров чистой воды)


Ду400
2,830
1992
Ду400
1,380
1992
Водовод теплой воды от гаража ТМиБ до н/ст II подъема Амбарнинского в/з Ду150
7,025
1994
Трубопровод промывных вод от н/ст № 13 бис до переливного коллектора Ду 250 мм
0,250
2005
Водовод I подъема Ду 200 мм (Алыкель)
11,435
2010
Водовод от артезианской скважины АА-14 до магистрального водовода Ду 150 мм
0,030
1979
Водовод от артезианской скважины АА-30 бис до магистрального водовода Ду 150 мм
0,030
1991
Водовод от артезианской скважины АА-31 бис до магистрального водовода Ду 150 мм
0,040
2004
Итого:
66,609

Итого по всем участкам УТВГС:
243,5904


Техническая характеристика трубопроводов технического
водоснабжения Управления "Тепловодогазоснабжение"
(далее - УТВГС) ОАО "НТЭК"

№ п/п
Место расположения водопроводной сети
Протяженность трубопровода, км
Год ввода в эксплуатацию
1
Ергалахский и горнопромышленный участок

Водораспределительная сеть от ТЭЦ-1 до н/ст № 6 т. 8-н/ст 6 Ду 800 мм
2,248
1948
н/ст № 3-т. 8 Ду 900 мм
5,400
1948
Водораспеделительная сеть от т. 8 до ХКЦ Ду 600 мм
1,499
1945
Ду 250 мм
1,856
1957
Ду 200 мм
1,532
1964
Ду 150 мм
0,240
1987
Водораспределительная сеть от гл. ввода до ЦУСа Ду 150 мм
0,951
1951
Водораспределительная сеть от н/ст № 6 до н/ст № 9 Ду 250 мм
5,401
1962
Водораспределительная сеть от ДОЗа до кирпичного завода Ду 250 мм
0,450
1948
Ду 200 мм
2,000
1968
Ду 150 мм
3,559
1962
Производ.-противопож водовод от Рудного двора до ХКЦ Ду 400 мм
2,823
1971
Водовод к комплексу 7 бис р. "Заполярный" Ду 150 мм
0,950
1965
Внешние сети водопровода от т. 18 до КП (цементного завода) Ду 300 мм
2,900
1987
Водораспределительная сеть от н/ст № 9 до р. "Заполярный" ствола 7 бис Ду 200 мм
3,800
1999
Итого:
35,609

2
Участок водоснабжения Надеждинского металлургического завода и Центрального района

Водовод от КП-5А до н/ст № 16 Ду 1000 мм
1,400
1999
Водовод 2 Ду 1000 мм от КП МГО до н/ст № 17
7,172
2007
Водовод 2ДУ 1000 мм от н/ст № 17 до Т. 44 (НМЗ)
7,593
2009
Трасса водоводов от МПЗ до пл. ТЭЦ 1 (Водовод производственной воды от КП на МЗ до н/ст № 2 оз. Долгое) Ду 1000 мм
4,500
1978
Реконструкция трубопроводов пож-хоз. и техн. воды от н/ст № 20 до н/ст № 18 Ду 400 мм
0,710
1994
Ду 900 мм
0,710
Теплопровод с/нужд к н/ст № 5бис Ду 80 мм
0,146
1981
Водораспределительная сеть ТЭЦ - 1 до т. Т Ду 500 мм
0,625
1955
Ду 200 мм
0,150
Водоводы 2Ду500 мм от т. 1 до т. 5 в районе ТЭЦ - 1
0,288
1989
Итого:
23,2940

3
Участок водоснабжения Центрального района (ж/о Оганер)

Водовод Ду 1400 мм от 2 в/з до МЗ
9,400
1979
Водоводы от р. Норильской до ТЭЦ-1 Ду 1300 мм
26,480
1949
Водовод теплой воды р. Норильская ТЭЦ-1
3,626
1948
Водовод теплой воды от ТЭЦ-1 Ду 900 мм
0,243
1948
Ду 1200 мм
0,075
1948
Водовод от узла врезки 2 Ду 600 мм в 2 Ду 1300 мм до ОС пл. Оганер
5,050
1989
Водовод Ду 600 мм в коллекторе перед ОС пл. Оганер
0,535
1989
Итого:
45,409

4
Участок водоснабжения района Талнах

Водовод от н/ст II в/з до н/ст № 28 Ду 1000 мм
13,280
1981
Водовод теплой воды от ТЭЦ - 2 до н/ст II в/з Ду 500 мм
11,300
1983
Трубопроводы Ду 800 мм с переходом через автодорогу (водовод от н/ст № 28 до ОФ - 2)
3,380
1983,1995
Внешние инженерные сети р. "Скалистый" ВЗС Ду 300 мм
10,180
1990
Водовод от ТЭЦ-2 до вспомогательной площадки Ду 400 мм
3,300
1977
Водовод от ТЭЦ-2 до вспомогательной площадки р. "Октябрьский" (пл. вентствола) Ду 400 мм
4,240
1974
Водовод I пускового комплекса р. "Таймырский" Ду 150 мм
2,280
1982
Водовод от ТЭЦ-2 до пл. р. "Октябрьский" Ду 300 мм
3,510
1986
От пл. р. "Октябрьский" до н/ст р. "Таймырский" Ду 300 мм
1,769
1986
Ду 200 мм
0,574
Водовод от т. 20 до фабрики песка и щебня Ду 250 мм
5,100
1985
Водоснабжение р. "Скалистый" ВС - 9 Ду 250 мм
1,200
1990
Водовод Ду 700 мм от н/ст № 28 до ТЭЦ - 2
2,400
1990
Внешние инженерные сети к пл. ВС-7 р. "Таймырский" Ду 200 мм
1,000
1998
Ду 150 мм
0,850
Водовод от НПС-29бис до КП-5 ВС-1, 2, 3, 4 р. Октябрьский Ду 300 мм
2,750
2010
Ду 200 мм
2,750
Ду 150 мм
0,040
Ду 100 мм
0,159
Водовод на Норильскгеологию Ду 300 мм
0,515
1975
Водовод подпитки водохранилища ТЭЦ - 2 Ду 700 мм
2,146
1983
Итого:
72,723


3.5. Описание существующих технических и технологических решений по предотвращению замерзания воды применительно к территории распространения вечномерзлых грунтов.
МО г. Норильск относится к территории вечномерзлых грунтов. В связи, с чем предусмотрены следующие технические и технологические решения по предотвращению замерзания воды:
- впрыски горячей воды в водоводы холодного водоснабжения;
- сброс холодной воды из водоводов в объеме, предотвращающем замерзание.
3.6. Перечень лиц, владеющих на праве собственности или другом законном основании объектами централизованной системы водоснабжения, с указанием принадлежащих этим лицам таких объектов (границ зон, в которых расположены такие объекты).
В МО г. Норильск ОАО "НТЭК" эксплуатируются собственные объекты и сети водоснабжения, а также переданные в пользование на основании договоров аренды с ОАО "Норильский комбинат", ОАО "ГМК "Норильский никель".

4. Направления развития централизованных систем водоснабжения.

4.1. Основные направления, принципы, задачи и целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения.
Схема водоснабжения МО г. Норильск на период 2015 - 2025 годы разработана в целях реализации государственной политики в сфере водоснабжения, направленной на обеспечение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойной подачи гарантированно безопасной питьевой воды потребителям с учетом развития и преобразования территорий муниципального образования.
Принципами развития централизованной системы водоснабжения МО г. Норильск являются:
- постоянное улучшение качества предоставления услуг водоснабжения потребителям (абонентам);
- удовлетворение потребности в обеспечении услугой водоснабжения новых объектов капитального строительства;
- постоянное совершенствование схемы водоснабжения на основе последовательного планирования развития системы водоснабжения, реализации плановых мероприятий, проверки результатов реализации и своевременной корректировки технических решений и мероприятий.
Основными задачами, решаемыми в схеме водоснабжения являются:
- реконструкция и модернизация водопроводной сети с целью обеспечения качества воды, поставляемой потребителям, повышения надежности водоснабжения и снижения аварийности;
- замена запорной арматуры на водопроводной сети, в том числе пожарных гидрантов, с целью обеспечения исправного технического состояния сети, бесперебойной подачи воды потребителям, в том числе на нужды пожаротушения;
- строительство сетей и сооружений для водоснабжения осваиваемых и преобразуемых территорий с целью обеспечения доступности услуг водоснабжения для всех жителей МО г. Норильск
- привлечение инвестиций в модернизацию и техническое перевооружение объектов водоснабжения, повышение степени благоустройства зданий;
- повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры, снижение себестоимости жилищно-коммунальных услуг за счет оптимизации расходов, в том числе рационального использования водных ресурсов;
- обновление основного оборудования объектов водопроводного хозяйства, поддержание на уровне нормативного износа и снижения степени износа основных производственных фондов комплекса;
- улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, улучшение на этой основе здоровья человека;
- перевод системы теплоснабжения МО г. Норильск с открытой на закрытую, путем прекращения водоразбора на нужды горячего водоснабжения из систем теплоснабжения.
4.2. Различные сценарии развития централизованных систем водоснабжения в зависимости от различных сценариев развития муниципального образования город Норильск.
Развитие систем водоснабжения на период до 2025 года учитывает увеличение размера застраиваемой территории и улучшение качества жизни населения.
В результате реализации программы должно быть обеспечено развитие сетей централизованного водоснабжения МО г. Норильск, а также 100% подключение новых потребителей к централизованным системам водоснабжения.

5. Баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды.

5.1. Общий баланс подачи и реализации воды, включая анализ и оценку структурных составляющих потерь горячей, питьевой, технической воды при ее производстве и транспортировке.
Общий водный баланс подачи и реализации воды за 2014 год имеет следующий вид:

№ п/п
Статья расхода
Единица измерения
Значение
1
Объем поднятой воды
тыс. куб. м
176370,4
2
Объем отпуска в сеть
тыс. куб. м
176370,4
3
Объем потерь ХПВ
тыс. куб. м
23462,386
4
Объем потерь ХПВ
%
13,3
5
Объем полезного отпуска ХПВ потребителям
тыс. куб. м
152908

Объем реализации холодной воды в 2014 году составил 152 908 тыс. куб. м. Объем забора воды из подземных источников, фактически продиктован потребностью объемов воды на реализацию (полезный отпуск) и расходов воды на собственные и технологические нужды, потерями воды в сети.
На протяжении последних лет наблюдается тенденция к рациональному и экономному потреблению холодной воды и, следовательно, снижению объемов реализации всем категориям потребителей холодной воды и соответственно количества объемов водоотведения.
Для сокращения и устранения непроизводительных затрат и потерь воды ежемесячно производится анализ структуры, определяется величина потерь воды в системах водоснабжения, оцениваются объемы полезного водопотребления, и устанавливается плановая величина объективно неустранимых потерь воды.
Неучтенные и неустранимые расходы и потери из водопроводных сетей можно разделить:
Полезные расходы:
1. расходы на технологические нужды водопроводных сетей, в том числе:
- чистка резервуаров;
- промывка тупиковых сетей;
- на дезинфекцию, промывку после устранения аварий, плановых замен;
- расходы на ежегодные профилактические ремонтные работы, промывки;
- промывка канализационных сетей;
- тушение пожаров;
- испытание пожарных гидрантов.
2. организационно-учетные расходы, в том числе:
- не зарегистрированные средствами измерения;
- не учтенные из-за погрешности средств измерения у абонентов;
- не зарегистрированные средствами измерения квартирных водомеров;
Потери из водопроводных сетей:
1. потери из водопроводных сетей в результате аварий;
2. скрытые утечки из водопроводных сетей;
3. утечки из уплотнения сетевой арматуры;
4. расходы на естественную убыль при подаче воды по трубопроводам;
5. утечки в результате аварий на водопроводных сетях, которые находятся на балансе абонентов до водомерных узлов.
5.2. Территориальный баланс подачи горячей, питьевой, технической воды по технологическим зонам водоснабжения (годовой и в сутки максимального водопотребления).
Фактическое потребление воды в 2014 году составило 176 370,4 тыс. куб. м/год, в среднем в сутки 482 463 куб. м/сут., в сутки максимального водопотребления - 556 552 куб. м/сут.
Структура территориального баланса представлена в таблице 5.2.1.

Таблица 5.2.1

N№ п/п
Наименование населенных пунктов
Фактическое водопотребление тыс. куб. м/год
Среднее водопотребление куб. м/сут
Максимальное водопотребление куб. м/сут
1
МО г. Норильск
176 370,4
482 463
555 552

5.3. Структурный баланс реализации горячей, питьевой, технической воды по группам абонентов с разбивкой на хозяйственно-питьевые нужды населения, производственные нужды юридических лиц и другие нужды муниципального образования город Норильск (пожаротушение, полив и др.).
Структура водопотребления по группам потребителей представлена в таблице 5.3.1.

Таблица 5.3.1

N№ п/п
Наименование потребителей
Фактическое водопотребление тыс. куб. м/год
Среднее водопотребление куб. м/сут
Максимальное водопотребление куб. м/сут
1
Население
12 399,273
33 970
38 000
2
Прочие потребители (бюджетные учреждения)
2 287,52
6 267
6 800
3
Производственные нужды
138 133,4
378 478
400 000

Основным потребителем воды в МО г. Норильск являются промышленные предприятия и население. При рассмотрении отдельных балансов по водоснабжению видно, что население потребляет 7% всей поданной воды в сеть, бюджетные организации 1,3% и промышленные предприятия 91,7%.
5.4. Сведения о фактическом потреблении населением горячей, питьевой, технической воды исходя из статистических и расчетных данных и сведений о действующих нормативах потребления коммунальных услуг.
В настоящее время на территории Красноярского края действуют следующие нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях

№ п/п
Степень благоустройства жилых помещений
Норматив потребления коммунальной услуги (куб. метр в месяц на 1 человека)
горячее водоснабжение
холодное водоснабжение
водоотведение
1
Жилые помещения (в том числе общежития квартирного типа) с холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные ваннами длиной 1650 - 1700 мм, душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами
5,5821
7,9259
13,508
2
Жилые помещения (в том числе общежития квартирного типа) без горячего водоснабжения, с холодным водоснабжением, водоотведением, оборудованные ваннами длиной 1650 - 1700 мм, душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами
0
13,508
13,508
3
Жилые помещения (в том числе общежития квартирного типа) с холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные ваннами длиной 1500 - 1550 мм, душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами
5,3594
7,7486
13,108
4
Жилые помещения (в том числе общежития квартирного типа) без горячего водоснабжения, с холодным водоснабжением, водоотведением, оборудованные ваннами длиной 1500 - 1550 мм, душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами
0
13,108
13,108
5
Жилые помещения (в том числе общежития квартирного типа) с холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные сидячими ваннами длиной 1200 мм, душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами
5,1368
7,5712
12,708
6
Жилые помещения (в том числе общежития квартирного типа) без горячего водоснабжения, с холодным водоснабжением, водоотведением, оборудованные сидячими ваннами длиной 1200 мм, душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами
0
12,708
12,708
7
Жилые помещения (в том числе общежития квартирного и секционного типа) с холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами
4,5802
7,1278
11,708
8
Жилые помещения (в том числе общежития квартирного и секционного типа) без горячего водоснабжения, с холодным водоснабжением, водоотведением, оборудованные душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами
0
11,708
11,708
9
Общежития коридорного типа с холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами
2,4808
4,5872
7,068
10
Общежития коридорного типа без горячего водоснабжения, с холодным водоснабжением, водоотведением, оборудованные душами, раковинами, кухонными мойками и унитазами
0
7,068
7,068
11
Жилые помещения (в том числе общежития квартирного типа) с холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные ваннами без душа, раковинами, кухонными мойками и унитазами
4,0235
6,6845
10,708
12
Жилые помещения (в том числе общежития квартирного типа) без горячего водоснабжения, с холодным водоснабжением, водоотведением, оборудованные ваннами без душа, раковинами, кухонными мойками и унитазами
0
10,708
10,708
13
Жилые помещения (в том числе общежития) с холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные раковинами, кухонными мойками и унитазами
2,9102
5,7978
8,708
14
Жилые помещения (в том числе общежития) без горячего водоснабжения, с холодным водоснабжением, водоотведением, оборудованные раковинами, кухонными мойками и унитазами
0
8,708
8,708
15
Жилые помещения (в том числе общежития) с холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные раковинами, кухонными мойками
2,9102
4,7058
7,616
16
Жилые помещения (в том числе общежития) без горячего водоснабжения, с холодным водоснабжением, водоотведением, оборудованные раковинами, кухонными мойками
0
7,616
7,616
17
Жилые помещения (в том числе общежития) с холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные кухонными мойками и унитазами
1,0234
1,8846
2,908
18
Жилые помещения (в том числе общежития) с холодным водоснабжением, водоотведением, оборудованные кухонными мойками и унитазами
0
2,908
2,908
19
Жилые помещения (в том числе общежития) с холодным и горячим водоснабжением, без водоотведения, оборудованные кухонными мойками
1,0234
0,7926
0
20
Жилые помещения (в том числе общежития) без горячего водоснабжения, с холодным водоснабжением, без водоотведения, оборудованные кухонными мойками
0
1,816
0
21
Жилые помещения с холодным водоснабжением от уличных колонок
0
1,2
0
22
Жилые помещения с привозной водой
0
1,5
1,5
23
Жилые помещения (в том числе общежития) с горячим водоснабжением, холодным водоснабжением от уличных колонок, водоотведением, оборудованные раковинами, кухонными мойками
2,9102
1,2
4,1102

В декабре 2014 года общее количество проживающих в МО г. Норильск составило 177 805 человек. Исходя из общего количества реализованной воды населению 12400 тыс. куб. м, удельное потребление холодной воды равно значению 191 л/сут. или 5,8 куб. м/мес. на одного человека. Данные показатели лежат в пределах существующих норм.
5.5. Описание существующей системы коммерческого учета горячей, питьевой, технической воды и планов по установке приборов учета.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ-261) в МО г. Норильск необходимо утвердить целевую программу по развитию систем коммерческого учета.
Основными целями программы являются: перевод экономики МО г. Норильск на энергоэффективный путь развития, создание системы менеджмента энергетической эффективности, воспитание бережного отношения к энергетическим ресурсам и охране окружающей среды.
В настоящий момент, приборами коммерческого учета оборудованы некоторые потребители, для обеспечения снижения неучтенных расходов и рационального использования коммунальных ресурсов работу по установке приборов коммерческого учета необходимо продолжать.
Приоритетными группами потребителей, для которых требуется решение задачи по обеспечению коммерческого учета (в том числе общедомовыми и индивидуальными узлами учета) является жилищный фонд. Для обеспечения 100% оснащенности необходимо выполнять мероприятия в соответствии с ФЗ-261.
5.6. Анализ резервов и дефицитов производственных мощностей системы водоснабжения муниципального образования город Норильск.
В период с 2015 по 2025 год ожидается сохранение тенденции к уменьшению удельного водопотребления жителями и предприятиями МО город Норильск.
В настоящее время на водозаборных узлах (далее - ВЗУ) имеется резерв производственных мощностей, так же достаточный резерв сохранится до 2025 года.
5.7. Прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды на срок не менее 10 лет с учетом различных сценариев развития МО г. Норильск, рассчитанные на основании расхода горячей, питьевой, технической воды в соответствии с СП 31.13330.2012 и СП 30.13330.2012, а также исходя из текущего объема потребления воды населением и его динамики с учетом перспективы развития и изменения состава и структуры застройки.
К 2025 году ожидаемое потребление составит 167 000 тыс. куб. м/год.

(рисунок не приводится)

<*> В связи с переходом к 2022 на закрытую систему теплоснабжения потребление холодной воды увеличится. Порядок и сроки перехода, а также объемы потребления горячей воды будут отражены при актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования г. Норильск
5.8. Описание централизованной системы горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, отражающее технологические особенности указанной системы.
В настоящее время в МО г. Норильск эксплуатируется система теплоснабжения открытого типа. Система горячего водоснабжения - с непосредственным разбором горячей воды из систем теплоснабжения жилых, административно-бытовых и производственных зданий. В ближайшее время ожидается принятие органами местного самоуправления решения МО г. Норильск о переводе абонентов на закрытую схему горячего водоснабжения. В данном решении будут отражены мероприятия, сроки, ответственные лица и необходимые объемы финансирования конкретных организацией занятых водоснабжением потребителей.
5.9. Сведения о фактическом и ожидаемом потреблении горячей, питьевой, технической воды (годовое, среднесуточное, максимальное суточное).
Фактическое потребление воды в 2014 году составило по МО г. Норильск 176 370,4 тыс. куб. м/год, в среднем в сутки 482 463 куб. м/сут., в сутки максимального водопотребления - 555 552 куб. м/сут.
К 2025 году ожидаемое потребление составит 167 000 тыс. куб. м/год, в средние сутки 457 534 куб. м/сут, в максимальные сутки расход составит 500 000 куб. м/сут. (см. примечание к п. 5.7)
5.10. Описание территориальной структуры потребления горячей, питьевой, технической воды, которую следует определять по отчетам организаций, осуществляющих водоснабжение, с разбивкой по технологическим зонам.
Территориальная структура потребления питьевой воды представлена в таблице 5.10.1.

Таблица 5.10.1

N№ п/п
Наименование населенных пунктов
Фактическое водопотребление тыс. куб. м/год
Среднее водопотребление куб. м/сут
Максимальное водопотребление куб. м/сут
1
МО г. Норильск в т.ч.:
176370,4
482463
555552
1.1
район Центральный
127448,19
349173
380681
1.2
район Талнах
40526
111030
130097
1.3
район Кайеркан
6475
17740
20742
1.4
Район Центральный (ж/о Оганер)
1650
4521
8065
1.5
п. Снежногорск
271,205
743
9677

5.11. Прогноз распределения расходов воды на водоснабжение по типам абонентов, в том числе на водоснабжение жилых зданий, объектов общественно-делового назначения, промышленных объектов, исходя из фактических расходов горячей, питьевой, технической воды с учетом данных о перспективном потреблении горячей, питьевой, технической воды абонентами.
Оценка расходов холодной воды представлена в таблице 5.11.1.

Таблица 5.11.1

№ п/п
Год
Потребление
Население
Бюджет
Производственные нужды
тыс. куб. м/год
тыс. куб. м/год
тыс. куб. м/год
1
2
3
4
5
1
2015
12100
2200
138500
2
2016
12100
2200
138500
3
2017
11600
2000
136900
4
2018
11200
2000
133300
5
2019
11000
2000
132000
6
2020
11000
2000
132000
7
2021
11000
2000
132000
8
2022
11000
2000
132000
9
2023
11000
2000
132000
10
2024
11000
2000
132000
11
2025
11000
2000
132000

5.12. Сведения о фактических и планируемых потерях горячей, питьевой, технической воды при ее транспортировке (годовые, среднесуточные значения).
В 2014 году потери воды в сетях ХПВ составили 23 462,386 тыс. куб. м Внедрение мероприятий по энергосбережению и водосбережению, такие как организация системы диспетчеризации, установка приборов учета и реконструкции действующих трубопроводов, с установкой датчиков протока, давления на основных магистральных развязках позволит снизить потери воды до 22 000 тыс. куб. м, сократить объемы водопотребления, снизить нагрузку на водопроводные станции, повысив качество их работы, и расширить зону обслуживания при жилищном строительстве.

(рисунок не приводится)

5.13. Перспективный баланс водоснабжения (общий - баланс подачи и реализации горячей, питьевой, технической воды, территориальный - баланс подачи горячей, питьевой, технической воды по технологическим зонам водоснабжения, структурный - баланс реализации горячей, питьевой, технической воды по группам абонентов).
Общий водный баланс подачи и реализации воды на 2025 год имеет следующий вид:

Таблица 5.13.1

Статья расхода
Единица измерения
Значение
2
3
4
Объем поднятой воды
тыс. куб. м
167000
Объем отпуска в сеть
тыс. куб. м
167000
Объем потерь ХПВ
тыс. куб. м
22000
Объем потерь ХПВ
%
13%
Объем полезного отпуска ХПВ потребителям
тыс. куб. м
145000

Перспективный структурный водный баланс на 2025 год представлен в таблице 5.13.2.

Таблица 5.13.2

№ п/п
Наименование потребителей
Фактическое водопотребление, тыс. куб. м/год
Среднее водопотребление, куб. м/сут
Максимальное водопотребление, куб. м/сут
1
Население
11000
30137
35000
2
Бюджет
2000
5480
5800
3
Производственные нужды
132000
361643
397807

5.14. Расчет требуемой мощности водозаборных и очистных сооружений исходя из данных о перспективном потреблении горячей, питьевой, технической воды и величины потерь горячей, питьевой, технической воды при ее транспортировке с указанием требуемых объемов подачи и потребления горячей, питьевой, технической воды, дефицита (резерва) мощностей по технологическим зонам с разбивкой по годам.
В настоящее время на ВЗУ имеется резерв производственных мощностей, так же достаточный резерв сохранится до 2025 года.
5.15. Наименование организации, которая наделена статусом гарантирующей организации.
В настоящий момент на территории МО г. Норильск ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" наделено статусом гарантирующей организации (Постановление Администрации г. Норильска от 05.07.2013 № 336).

6. Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения.

6.1. Перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения с разбивкой по годам.
Перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения представлен в таблице 6.1.1.

Таблица 6.1.1

Наименование
Един. измерен.
Количество
I очередь - 2015 - 2020 г.
II очередь - 2020 - 2025 г.
1
2
3
4
1. Строительство водопроводных сетей к Перинатальному центру
км
0,5
-
2. Замена и реконструкция водопроводных сетей
км
78,852
111,420

6.2. Технические обоснования основных мероприятий по реализации схем водоснабжения, в том числе гидрогеологические характеристики потенциальных источников водоснабжения, санитарные характеристики источников водоснабжения, а также возможное изменение указанных характеристик в результате реализации мероприятий, предусмотренных схемами водоснабжения.
Схемой предлагается:
- реконструкция существующих водопроводных сетей с учетом перехода на закрытую систему горячего водоснабжения;
- реконструкция существующих водопроводных сетей с учетом перспективного жилищного строительства;
- строительство сетей водоснабжения до границ земельного участка объекта капитального строительства Перинатальный центр.
Для обеспечения населения проектируемой территории качественной питьевой водой и улучшения на этой основе состояния здоровья населения необходимо выполнение следующих мероприятий:
- реконструкция водопроводных сетей с заменой изношенных участков и использованием современных материалов;
- организация постоянного лабораторного контроля за качеством воды источников хозяйственно-питьевого водоснабжения.
6.3. Сведения о вновь строящихся, реконструируемых и предлагаемых к выводу из эксплуатации объектах системы водоснабжения.
Для подключения объекта капитального строительства "Перинатальный центр в г. Норильске" необходимо строительство водопроводной сети, общей протяженностью 500 м.
Замена и реконструкция водопроводных сетей осуществляется по ежегодным программам ОАО "НТЭК" на период 2015 - 2020 гг. - 78,852 км, на период 2020 - 2025 гг. - 111,420 км.
6.4. Сведения о развитии систем диспетчеризации, телемеханизации и систем управления режимами водоснабжения на объектах организаций, осуществляющих водоснабжение
Данной схемой предлагается внедрить новые высокоэффективные энергосберегающие технологии - это создание современной автоматизированной системы оперативного диспетчерского управления водоснабжением МО г. Норильск.
В рамках реализации данной схемы необходимо установить частотные преобразователи, шкафы автоматизации, датчики давления и приборы учета на водозаборных узлах и насосных станциях, автоматизировать технологический процесс на водоочистных сооружениях, наладить информационную сеть на сотовых модемах формата GSM со всеми инженерно - технологическими объектами.
Установленные частотные преобразователи снижают потребление электроэнергии до 30%, обеспечивают плавный режим работы электродвигателей насосных агрегатов и исключают гидроудары, одновременно помогают достигнуть эффект круглосуточного бесперебойного водоснабжения на верхних этажах жилых домов.
Основной задачей внедрения системы автоматизации является:
- поддержание заданного технологического режима и нормальных условий работы сооружений, установок, основного и вспомогательного оборудования и коммуникаций;
- сигнализация отклонений и нарушений от заданного технологического режима и нормальных условий работы сооружений, установок, оборудования и коммуникаций;
- сигнализация возникновения аварийных ситуаций на контролируемых объектах;
- возможность оперативного устранения отклонений и нарушений от заданных условий.
6.5. Сведения об оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета воды и их применении при осуществлении расчетов за потребленную воду.
Основная доля потребителей в жилищном секторе оплачивает услуги водоснабжения, используя расчетный способ.
В соответствии с ФЗ-261 необходимо утвердить целевую программу по развитию систем коммерческого учета. Основными целями программы являются: перевод экономики МО г. Норильск на энергоэффективный путь развития, создание системы менеджмента энергетической эффективности, воспитание рачительного отношения к энергетическим ресурсам и охране окружающей среды. Так же для снижения потерь ресурса, рекомендуется установка приборов коммерческого учета на основных направлениях подачи воды.
Для обеспечения 100% оснащенности необходимо выполнять мероприятия в соответствии с ФЗ-261
6.6. Описание вариантов маршрутов прохождения трубопроводов (трасс) по территории МО г. Норильск и их обоснование.
Точная трассировка сетей будет проводиться на стадии разработки проектов планировки участков застройки с учетом вертикальной планировки территории и гидравлических режимов сети.
6.7. Рекомендации о месте размещения насосных станций, резервуаров, водонапорных башен.
Размещения насосных станций, резервуаров будет проводиться на стадии разработки проектов планировки участков застройки с учетом вертикальной планировки территории и гидравлических режимов сети.
6.8. Границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.
Размещение объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения на территории МО г. Норильск планируется в границах МО г. Норильск.
6.9. Карты (схемы) существующего и планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.
Карты (схемы) существующих объектов централизованных систем водоснабжения представлены в приложении № 1 к схеме.

7. Экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения.

7.1. Влияние на водный бассейн предлагаемых к строительству и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения при сбросе (утилизации) промывных вод.
Известно, что одним из постоянных источников концентрированного загрязнения поверхностных водоемов являются сбрасываемые стоки без обработки воды, образующиеся в результате промывки фильтровальных сооружений станций водоочистки. Находящиеся в их составе взвешенные вещества и компоненты технологических материалов, а также бактериальные загрязнения, попадая в водоем, увеличивают мутность воды, сокращают доступ света в глубину, и, как следствие, снижают интенсивность фотосинтеза, что в свою очередь приводит к уменьшению сообщества, способствующего процессам самоочищения.
Для предотвращения неблагоприятного воздействия на водоем в процессе водоподготовки необходимо использование ресурсосберегающей, природоохранной технологии повторного использования промывных вод фильтров.
Данная технология позволяет повысить экологическую безопасность водного объекта, исключив сброс промывных вод в водоем.
7.2. Влияние на окружающую среду при реализации мероприятий по снабжению и хранению химических реагентов, используемых в водоподготовке (хлор и др.)
Негативное влияние на окружающую среду при реализации мероприятий отсутствует.
В случае использования в водоподготовке хлора следует выполнять следующие условия:
В помещении склада хлора надлежит предусматривать емкость с нейтрализационным раствором для быстрого погружения аварийных контейнеров или баллонов. Расстояние от стенок емкости до баллона должно быть не менее 200 мм, до контейнера - не менее 500 мм, глубина должна обеспечивать покрытие аварийного сосуда слоем раствора не менее 300 мм.
На дне емкости должны быть предусмотрены опоры, фиксирующие сосуд.
Для установки на весах контейнера или баллонов должны предусматриваться опоры для их фиксации.
Емкость расходного склада хлора не должна превышать 100 т, одного полностью изолированного отсека - 50 т. Склад или отсек должен иметь два выхода с противоположных сторон здания или помещения.
Склад следует размещать в наземных или полузаглубленных (с устройством двух лестниц) зданиях.
Хранение хлора должно предусматриваться в баллонах или контейнерах; при суточном расходе хлора более 1 т допускается применять танки заводского изготовления вместимостью до 50 т, при этом розлив хлора в баллоны или контейнеры на станции запрещается.
В складе следует предусматривать устройства для транспортирования реагентов в нестационарной таре (контейнеры, баллоны).
Въезд в помещение склада автомобильного транспорта не допускается. Порожнюю тару надлежит хранить в помещении склада.
Сосуды с хлором должны размещаться на подставках или рамках, иметь свободный доступ для строповки и захвата при транспортировании.
С целью повышения безопасности при водоподготовке альтернативой хлору является низкоконцентрированный гипохлорит натрия, производимый на месте потребления в нужном количестве путем электролиза раствора поваренной соли. В сравнении с хлором данный реагент значительно безопаснее в эксплуатации, имеет сильное дезинфицирующее действие, но оказывает менее пагубное влияние на воду.

8. Оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения.

8.1. Оценка стоимости основных мероприятий по реализации схем водоснабжения.

Таблица 8.1.1

Наименование
Един. измерен.
Количество
Стоимость, тыс. руб.
I очередь 2015 - 2020 г.
II очередь 2020 - 2025 г.
1. Строительство водопроводных сетей к Перинатальному центру
км
0,5
-
21321,61
2. Замена и реконструкция водопроводных сетей
км
78,852
111,420
7351411
ИТОГО:
км
79,352
111,420
7372732,61

8.2. Оценка величины необходимых капитальных вложений в строительство и реконструкцию объектов централизованных систем водоснабжения, выполненную на основании укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, либо принятую по объектам - аналогам по видам капитального строительства и видам работ, с указанием источников финансирования.
Оценка величины необходимых капитальных вложений представлена в приложении № 2.
В современных рыночных условиях, в которых работает инвестиционно-строительный комплекс, произошли коренные изменения в подходах к нормированию тех или иных видов затрат, изменилась экономическая основа в строительной сфере.
В настоящее время существует множество методов и подходов к определению стоимости строительства, изменчивость цен и их разнообразие не позволяют на данном этапе работы точно определить необходимые затраты в полном объеме.
В связи с этим, на дальнейших стадиях проектирования требуется детальное уточнение параметров строительства на основании изучения местных условий и конкретных специфических функций строящегося объекта.
Стоимость разработки проектной документации объектов капитального строительства определена на основании "Справочников базовых цен на проектные работы для строительства" (Коммунальные инженерные здания и сооружения, Объекты водоснабжения и канализации). Базовая цена проектных работ (на 1 января 2013 года) устанавливается в зависимости от основных натуральных показателей проектируемых объектов и приводится к текущему уровню цен умножением на коэффициент, отражающий инфляционные процессы на момент определения цены проектных работ для строительства согласно Письму № 1951-ВТ/10 от 12.02.2013 Министерства регионального развития Российской Федерации.
Ориентировочная стоимость строительства зданий и сооружений определена по проектам объектов-аналогов, каталогам проектов повторного применения для строительства объектов социальной и инженерной инфраструктур, укрупненным нормативам цены строительства для применения в 2012, изданным Министерством регионального развития РФ, по существующим сборникам ФЕР в ценах и нормах 2001 года, а также с использованием сборников УПВС в ценах и нормах 1969 года. Стоимость работ пересчитана в цены 2013 года с коэффициентами согласно: - Постановлению № 94 от 11.05.1983 Государственного комитета СССР по делам строительства; - Письму № 14-Д от 06.09.1990 Государственного комитета СССР по делам строительства; - Письму № 15-149/6 от 24.09.1990 Государственного комитета РСФСР по делам строительства; - Письму № 2836-ИП/12/ГС от 03.12.2012 Министерства регионального развития Российской Федерации; - Письму № 21790-АК/Д03 от 05.10.2011 Министерства регионального развития Российской Федерации.
Расчетная стоимость мероприятий приводится по этапам реализации, приведенным в Схеме водоснабжения и водоотведения, с учетом индексов-дефляторов до 2020 и 2025 гг. в соответствии с указаниями Минэкономразвития РФ Письмо № 21790-АК/Д03 от 05.10.2011 "Об индексах цен и индексах-дефляторах для прогнозирования цен".
Определение стоимости на разных этапах проектирования должно осуществляться различными методиками. На предпроектной стадии при обосновании инвестиций определяется предварительная (расчетная) стоимость строительства. Проекта на этой стадии еще нет, поэтому она составляется по предельно укрупненным показателям. При отсутствии таких показателей могут использоваться данные о стоимости объектов-аналогов. При разработке рабочей документации на объекты капитального строительства необходимо уточнение стоимости путем составления проектно-сметной документации. Стоимость устанавливается на каждой стадии проектирования, в связи, с чем обеспечивается поэтапная ее детализация и уточнение. Таким образом, базовые цены устанавливаются с целью последующего формирования договорных цен на разработку проектной документации и строительства.
В расчетах не учитывались:
- стоимость резервирования и выкупа земельных участков и недвижимости для государственных и муниципальных нужд;
- стоимость проведения топографо-геодезических и геологических изысканий на территориях строительства;
- стоимость мероприятий по сносу и демонтажу зданий и сооружений на территориях строительства;
- стоимость мероприятий по реконструкции существующих объектов;
- оснащение необходимым оборудованием и благоустройство прилегающей территории;
- особенности территории строительства.

9. Целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения.

9.1. Показатели качества соответственно горячей и питьевой воды.
- постоянный контроль качества воды поднимаемой артезианскими скважинами и водозаборами;
- сигнализация отклонений и нарушений от заданного технологического режима и нормальных условий работы сооружений, установок, оборудования и коммуникаций;
- своевременные мероприятия по санитарной обработке систем водоснабжения (скважин, резервуаров, установок водоподготовки, сетей);
- установление и соблюдение поясов ЗСО у источников водоснабжения, сооружений и сетей;
- при проектировании, строительстве и реконструкции сетей использовать трубопроводы из современных материалов не склонных к коррозии.
9.2. Показатели надежности и бесперебойности водоснабжения.
- при проектировании и строительстве новых сетей использовать принципы кольцевания водопровода, объединять сети различных водозаборных узлов;
- использование современных автоматизированных устройств при подъеме воды.
9.3. Показатели качества обслуживания абонентов.
Для качественного обслуживания абонентов, необходимо организовать:
- качественную диспетчерскую службу, для круглосуточного обращения абонентов;
- аварийную службу, для круглосуточного выезда, для устранения аварий в водопроводных сетях;
- подключение новых абонентов;
- качественный учет для своевременного расчета абонента.
9.4. Показатели эффективности использования ресурсов, в том числе сокращения потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды) при транспортировке.
- установка приборов учета воды на скважинах, установках, насосных станциях, у потребителей; качественный учет для своевременного расчета абонента;
- контроль объемов отпуска и потребления воды;
- замена изношенных и аварийных участков водопровода;
- использование современных систем трубопроводов и арматуры исключающих потери воды из системы;
9.5. Соотношение цены реализации мероприятий инвестиционной программы и их эффективности - улучшение качества воды.
Основные мероприятия по реализации схемы водоснабжения МО г. Норильск, указанные в п. 6.1, являются основанием для разработки инвестиционной программы, их выполнение позволит увеличить объемы реализации, сократить потери и улучшить качество воды.
9.6. Иные показатели, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Иные показатели, установленные федеральным органом исполнительной власти отсутствуют.

10. Перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.

В ходе проведенного анализа бесхозяйные объекты системы водоснабжения в МО г. Норильск не выявлены.





Приложение № 1.

Схема
размещения объектов водоснабжения муниципального образования
город Норильск
(не приводится)





Приложение № 2.

(не приводится)


------------------------------------------------------------------