Решение Арбитражного суда Красноярского края от 09.04.2015 по делу N А33-274/2015 <В удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа о нарушении заявителем ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" отказано, поскольку действия заявителя, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта в установленный срок, нарушают Правила технологического присоединения и ущемляют законные интересы потребителя, доказательств наличия объективных причин невозможности своевременного исполнения обязательств сетевой организацией не представлено>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. по делу № А33-274/2015

Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 09 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965)
о признании недействительными решения и предписания от 12.11.2014 по делу № 322-10-14,
с привлечением к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора: Могутнова А.М.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Гайсумова Р.Л. на основании доверенности от 15.01.2015 № 24/226; Циммерман М.А. на основании доверенности от 24.12.2013 № 122Н/126,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Суриковой А.В., помощником судьи Манчак Н.Ю., с использованием системы аудиозаписи,

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительными решения и предписания от 12.11.2014 по делу № 322-10-14.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представители ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку в судебное заседание своих уполномоченных представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Заявление рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя Могутнова А.М. (далее - ИП Могутнов А.М.) (вх. № 14169 от 18.07.2014) на действия/бездействие ОАО "МРСК Сибири", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленных действующим законодательством и договором № 20.24.2047.12 от 18.05.2012 г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
По данному факту приказом Красноярского УФАС России от 03.10.2014 № 568 в отношении ОАО "МРСК Сибири" возбуждено дело № 322-10-14 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
ИП Могутнов А.М. осуществляет деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 24 № 003386984.
ИП Могутновым А.М. 09.02.2012 в адрес ОАО "МРСК Сибири" (далее - сетевая организация, ответчик) была направлена заявка на технологическое присоединение объекта со следующими техническими характеристиками: максимальная мощность энергопринимающих устройств - 98 кВт, в том числе отопление 5 кВт, освещение 3 кВт, электроинструмент 2 кВт, напряжение - 380 В.
18.05.2012 между ИП Могутновым А.М. и ОАО "МРСК Сибири" заключен договор № 20.24.2047.12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям склада стройматериалов, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Центральная, 11 "А".
Согласно пункту 5 указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Согласно техническим условиям к договору № 20.24.2047.12 от 18.05.2012 об осуществлении технологического присоединения точкой присоединения объекта заявителя является РУ-0,4 кВ новой КТП-10/0,4 кВ, установленной на расстоянии не более 25 м от границ земельного участка Заявителя.
Согласно пункту 10 технических условий к договору № 20.24.2047.12 от 18.05.2012 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям к мероприятиям, исполнение которых возложено на ОАО "МРСК Сибири", относятся следующие:
- подготовка и выдача технических условий;
- строительство ВЛ-10 кВ от опоры № 22 ВЛ-10 кВ ф. 134-2 до новой КТП-10/0,4 кВ, с установкой ЛР-10 кВ на отпаечной опоре;
- установка КТП-10/0,4 кВ с трансформатором мощностью 100 кВА;
- фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств Заявителя.
В соответствии с пунктом 11 технических условий ИП Могутнову А.М. необходимо установить н/в щит 0,4 кВ; осуществить ввод кабелем или изолированным проводом от РУ-0,4 кВ новой КТП-1/0,4 кВ до н/в щита-0;4 кВ склада стройматериалов, в границах своего земельного участка.
Стоимость технологического присоединения по договору № 20.24.2047.12 от 18.05.2012 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, составила 30 924,45 руб.
ИП Могутновым А.М. в соответствии с условиями договора произведена оплата в размере 11 846,04 руб., что подтверждается актом сверки взаимных расчетов филиала ОАО "МРСК Сибири" и ИП Могутнова А.М.
05.11.2013 между ИП Могутновым А.М. и ОАО "МРСК Сибири" заключено дополнительное соглашение № 1 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.24.2047.12 от 18.05.2012, согласно которому срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения дополнительного соглашения № 1.
На момент рассмотрения настоящего дела Комиссией, установлено, что ОАО "МРСК Сибири" мероприятия, возложенные на сетевую организацию по технологическому присоединению объекта ИП Могутнова А.М. договором № 20.24.2047.12 от 18.05.2012, не выполнило.
ОАО "МРСК Сибири" пояснений относительно правомерности в части неосуществления технологического присоединения объекта заявителя в срок, предусмотренный действующим законодательством и договором № 20.24.2047.12 от 18.05.2012, в том числе необходимых и достаточных документальных доказательств в адрес управления не представило.
В соответствии с письменными пояснениями ОАО "МРСК Сибири" (исх. № 1.3/01.2/14160 от 22.08.2014) планируемый срок исполнения договора технологического присоединения - декабрь 2014 г.
Таким образом, действия ОАО "МРСК Сибири", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению в установленный действующим законодательством и договором № 20.24.2047.12 от 18.05.2012 срок, объекта ИП Могутнова А.М., являются неправомерными, нарушающими Правила технологического присоединения и ущемляют законные интересы ИП Могутнова А.М.
Решением Комиссии Красноярского УФАС России от 12.11.2014 по делу № 322-10-14:
- действия ОАО "МРСК Сибири", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором № 20.24.2047.12 от 18.05.2012 об осуществлении технологического присоединения объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Центральная, 11 "А", признаны нарушением части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции";
- ОАО "МРСК Сибири" предписано выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, осуществить технологическое присоединение объекта ИП Могутнова А.М., расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Центральная, 11 "А", согласно условиям договора № 20.24.2047.12 от 18.05.2012 об осуществлении технологического присоединения.
Предписанием Комиссии Красноярского УФАС России от 12.11.2014 по делу № 322-10-14 "МРСК Сибири" предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с этой целью обществу надлежит в срок до 20.01.2015 осуществить технологическое присоединение объекта ИП Могутнова А.М., расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Центральная, 11 "А", согласно условиям договора № 20.24.2047.12 от 18.05.2012 об осуществлении технологического присоединения. Об исполнении предписания ОАО "МРСК Сибири" надлежит сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81 "д") в срок до 30.01.2015, с приложением соответствующих документальных доказательств.
Полагая, что решение и предписание от 12.11.2014 по делу № 322-10-14 противоречат требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов местного самоуправления.
Возможность признания незаконными решений органов местного самоуправления предусмотрена статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и является способом защиты гражданских прав.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2).
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган, в том числе:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1);
- устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (пункт 10).
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
На основании вышеизложенного, оспариваемые решение и предписание вынесены уполномоченным органом.
Суд полагает, что заявитель не доказал, что оспариваемые решение и предписание от 12.11.2014 по делу № 322-10-14 противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права и законные интересы в силу следующего.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") настоящий Закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт (за исключением случаев, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, а также случаев, связанных с осуществлением технологического присоединения по индивидуальному проекту), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению № 4 и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года № 179-э ОАО "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО "МРСК Сибири" электрических сетей.
Исходя из вышеизложенного, действия ОАО "МРСК Сибири", выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению в установленный действующим законодательством и договором № 20.24.2047.12 от 18.05.2012 срок, объекта ИП Могутнова А.М., являются неправомерными, нарушающими Правила технологического присоединения и ущемляют законные интересы ИП Могутнова А.М.
Доказательства наличия объективных причин невозможности своевременного исполнения договорных обязательств сетевой организацией в материалы дела не представлены.
Как следует из материалов дела, предписанием Комиссии Красноярского УФАС России от 12.11.2014 по делу № 322-10-14 "МРСК Сибири" предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с этой целью обществу надлежит в срок до 20.01.2015 осуществить технологическое присоединение объекта ИП Могутнова А.М., расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, ул. Центральная, 11 "А", согласно условиям договора № 20.24.2047.12 от 18.05.2012 об осуществлении технологического присоединения. Об исполнении предписания ОАО "МРСК Сибири" надлежит сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81 "д") в срок до 30.01.2015, с приложением соответствующих документальных доказательств.
Указанное предписание выдано антимонопольным органом в соответствии с действующим законодательством, является исполнимым и не нарушает прав и законных интересов ОАО "МРСК Сибири".
Таким образом, решение и выданное в соответствии с ним предписание антимонопольного органа от 12.11.2014 по делу № 322-10-14 соответствуют закону.
Довод общества о том, что принятые решение и предписание Красноярского УФАС России создают основания для привлечения к административной ответственности, что ущемляет права и законные интересы общества, является не состоятельным, поскольку в соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Таким образом, в случае установления факта злоупотребления доминирующим положением хозяйствующего субъекта на товарном рынке, на антимонопольный орган возложена обязанность для привлечения к административной ответственности хозяйствующего субъекта. Административное наказание, в том числе в виде штрафа является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Таким образом, привлечение правонарушителя на законных основаниях к административной ответственности не может ущемлять его права и законные интересы.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление ОАО "МРСК Сибири" о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12.11.2014 по делу № 322-10-14 не подлежащим удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
При подаче настоящего заявления в арбитражный суд заявитель уплатил государственную пошлину в размере 2 000 рублей, которая с учетом рассмотрения дела подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" требований отказать.
Проверено на соответствие положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.В.БОЛУЖ


------------------------------------------------------------------