Решение Красноярского краевого суда от 21.04.2015 <О признании частично недействующими пунктов 1, 2 статьи 11 Закона Красноярского края от 09.06.2005 N 14-3538 "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края">



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2015 года

21 апреля 2015 года Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.
при секретаре судебного заседания Полежаевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в силу в части положений Закона Красноярского края № 14-3538 от 09.06.2005 года "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края",

установил

Прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просил суд признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в силу абзацы 2, 3, 4 пункта 1 статьи 11, в части установления размеров ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, абзацы 2, 3, 4 пункта 2 статьи 11, в части размеров ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж службы в структурных подразделениях государственных органов по защите государственной тайны Закона Красноярского края № 14-3538 от 09.06.2005 года "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края" (далее Закон края).
Требование прокурор мотивировал тем, что Закон края, в указанной части, установил размеры ежемесячных процентных надбавок ниже размеров предусмотренных Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 № 573.
В судебном заседании прокуроры Моргун О.В., Назаркин В.П. поддержали заявленные требования, представитель Законодательного Собрания Толстикова И.Н. требование прокурора не признала, представитель Губернатора Куренев Д.С. письменных объяснений по требованию прокурора не представил, направив в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд, выслушав представителей сторон, проанализировав положения федерального законодательства и нормы Закона края, приходит к следующему.
Часть 1 статьи 251 ГПК РФ предоставляет прокурору право, в пределах его компетенции, на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Закон края был принят в установленном порядке и первоначально был опубликован в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края", № 27, 27.06.2005 года.
Действующая редакция статьи 11 Закона края, положения которой оспариваются прокурором, была опубликована в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края", № 59 (152), 30.12.2006 года.
Закон края является нормативным правовым актом, поскольку обладает его признаками: содержит в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц; рассчитан на неоднократное применение; направлен на урегулирование общественных отношений.
Проверяя соответствие положений оспариваемого прокурором Закона края нормам федерального законодательства, следует исходить из того, что согласно пункту "м" части 1 статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся вопросы безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
В преамбуле Закона РФ "О государственной тайне" указано, что он регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
В статье 3 Закона РФ "О государственной тайне" указано, что законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
Статья 1 Закона РФ "О государственной тайне" предусматривает, что его положения обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти.
Статья 4 Закона РФ "О государственной тайне" перечисляет полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона РФ "О государственной тайне" Правительство Российской Федерации устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 года № 573 утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.
Из содержания названного Постановления Правительства РФ не следует, что его действие распространяется только в отношении государственных гражданских служащих, допущенных к государственной тайне, оплата труда которых финансируется из федерального бюджета.
Согласно абзацу второму пункта 1 вышеуказанных Правил размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", составляет 50 - 75 процентов, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 30 - 50 процентов, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10 - 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий, - 5 - 10 процентов.
В абзаце 2 пункта 2 данных Правил указано, что размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет - 15 процентов, от 10 лет и выше - 20 процентов.
В оспариваемых прокурором абзацах 2, 3, 4 пункта 1 статьи 11 Закона края, ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается к должностному окладу в следующих размерах:
за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", - до 25 процентов;
за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - до 20 процентов;
за работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно", - до 10 процентов.
И, дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, государственным гражданским служащим, в должностной регламент которых включены должностные обязанности по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж службы в структурных подразделениях государственных органов по защите государственной тайны в следующих размерах:
при стаже от 1 до 5 лет - в размере 5 процентов к должностному окладу;
при стаже от 5 до 10 лет - в размере 10 процентов к должностному окладу;
при стаже от 10 лет и выше - в размере 15 процентов к должностному окладу.
Таким образом, в Законе края содержаться противоречия нормам федерального законодательства в размере установления надбавок.
Доводы Законодательного Собрания Красноярского края о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 года № 573, в части размеров надбавок носит рекомендательный характер и может быть учтено или не учтено в зависимости от бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, судом не принимаются.
Действительно, согласно абзацу четвертому пункта 4 Закона РФ "О государственной тайне" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях.
Однако, это положение Закона РФ "О государственной тайне" не означает, что установление субъектами Российской Федерации размеров предоставляемых социальных гарантий гражданам может быть по уровню ниже тех размеров гарантий, которые установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 года № 573.
Как следует из абзаца восьмого пункта 3 статьи 4 Закона РФ "О государственной тайне", положения которого, согласно его статье 1, обязательны для исполнения всеми органами законодательной, исполнительной и судебной власти, Правительство Российской Федерации устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны.
То есть Правительству РФ предоставлены полномочия по установлению общего для всех органов власти порядка предоставления социальных гарантий гражданам, допущенных к государственной тайне.
Нет также оснований полагать, что при таком применении норм федерального законодательства, на котором настаивает прокурор, нарушается компетенция субъектов Российской Федерации, установленная частью 2 статьи 26.14 ФЗ РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающей, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.
Из содержания вышеприведенных положений федерального законодательства следует, что целью предоставления указанных социальных гарантий является обеспечение безопасности Российской Федерации. Установлены социальные гарантии Правительством в пределах своей компетенции на основании норм Закона РФ, который реализует полномочия Российской Федерации, предусмотренные пунктом "м" части 1 статьи 71 Конституции РФ.
Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению, абзацы 2, 3, 4 пункта 1 статьи 11 Закона края, в части установленных размеров ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и абзацы 2, 3, 4 пункта 2 статьи 11 Закона края, в части установления размеров ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж службы в структурных подразделениях государственных органов по защите государственной тайны, подлежат признанию противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании части 3 статьи 253 ГПК РФ, резолютивная часть решения суда подлежит опубликованию в течение 30 (тридцати) дней после вступления решения в силу в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края". Согласно статье 5 Закона Красноярского края № 7-2627 от 18.12.2008 года "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края" в этом издании публикуются законы и иные правовые нормативные правовые акты края.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил

признать противоречащими Федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу положения Закона Красноярского края № 14-3538 от 09.06.2005 года "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края" в части абзацев 2, 3, 4 пункта 1 статьи 11 устанавливающих ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну:
за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", - до 25 процентов;
за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - до 20 процентов;
за работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно", - до 10 процентов.
признать противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу положения Закона Красноярского края № 14-3538 от 09.06.2005 года "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края" в части абзацев 2, 3, 4 пункта 2 статьи 11, устанавливающих ежемесячные процентные надбавки к должностным окладам за стаж службы в структурных подразделениях государственных органов по защите государственной тайны в следующих размерах:
при стаже от 1 до 5 лет - в размере 5 процентов к должностному окладу;
при стаже от 5 до 10 лет - в размере 10 процентов к должностному окладу;
при стаже от 10 лет и выше - в размере 15 процентов к должностному окладу.
Резолютивную часть решения суда опубликовать в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 30 (тридцати) дней.

Председательствующий судья
С.Н.ПОЛЫНЦЕВ


------------------------------------------------------------------