Решение Арбитражного суда Красноярского края от 06.05.2015 по делу N А33-26286/2014 <Заявление о признании незаконным постановления органа местного самоуправления в части включения дома в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, удовлетворено, так как фактическое открытие банком специального счета позже 21.08.2014 не является основанием для включения соответствующего дома в список домов, собственники которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта, при наличии у органа жилищного надзора письменного уведомления об обратном>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2015 г. по делу № А33-26286/2014
Резолютивная часть решения объявлена 27.04.2015.
В полном объеме решение изготовлено 06.05.2015.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Павлова 75" (ИНН 2461220587, ОГРН 1122468072803)
к администрации г. Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758)
о признании незаконными действий по включению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, 75, в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых по состоянию на 11.08.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован,
о признании частично недействительным Постановления от 28.11.2014 № 812 "О внесении изменений в Постановление города от 21.08.2014 № 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственниками помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован",
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Соломенцевой Н.В., представителя на основании доверенности от 09.06.2014; Соломенцевой Т.А., председателя правления товарищества на основании протокола от 20.12.2012;
от ответчика: Шаргиной Т.В., представителя на основании доверенности от 22.12.2014 № 01-8722,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания помощником судьи Ховяковой О.В.,
установил:
товарищество собственников жилья "Павлова 75" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Красноярска о признании незаконными действий по включению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, 75, в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых по состоянию на 11.08.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Заявление принято к производству суда. Определением от 26.12.2014 возбуждено производство по делу № А33-26286/2014.
Товарищество собственников жилья "Павлова 75" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска о признании частично недействительным Постановления от 28.11.2014 № 812 "О внесении изменений в Постановление города от 21.08.2014 № 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственниками помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован".
Заявление принято к производству суда. Определением от 20.03.2015 возбуждено производство по делу № А33-3047/2015.
Определением арбитражного суда от 25.03.2015 дела № А33-26286/2014 и № А33-3047/2015 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А33-26286/2014, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска.
Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного заседание, явку своего представителя не обеспечило, отзыв на заявление в материалы дела не представило.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении, дополнении к заявлению.
Представитель в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление, письменных пояснениях.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Товарищество собственников жилья "Павлова 75" осуществляет управление общим имуществом жилого дома № 75, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Павлова. Решение о выборе способа управления товариществом принято собственниками жилых собственников при его создании.
В 2014 году собственниками помещений в многоквартирном доме № 75, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Павлова, проведено общее собрание собственников по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно решению общего собрания 22.07.2014 собственники помещений определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по ул. Павлова, 75: на специальном счете товарищества собственников жилья; владельцем специального счета является товарищество собственников жилья "Павлова 75"; выбор кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет поручен председателю правления ТСЖ "Павлова 75".
25 июля 2014 года товарищество собственников жилья "Павлова 75" уведомило администрацию Кировского района г. Красноярска о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
30 октября 2014 года администрация Кировского района г. Красноярска ответила товариществу (исх. № 4405), что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в установленный законом срок собственниками не реализовано.
Товарищество собственников жилья "Павлова 75" 04.08.2014 обратилось в кредитное учреждение (ОАО "МДМ Банк") с заявлением об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта.
Справкой от 03.10.2014 банк уведомил товарищество об открытии специального счета, для формирования фонда капитального ремонта ТСЖ, дата открытия счета - 03.10.2014.
Товарищество собственников жилья "Павлова 75" 06.10.2014 представило в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протоколов общего собрания собственников помещений, справки банка об открытии специального счета.
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края письмом от 29.10.2014 № 14-12648 "О специальных счетах" сообщила заместителю главы города Красноярска - руководителю департамента городского хозяйства администрации города Красноярска о завершении работы по формированию реестра уведомлений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальных счетах, а также направила актуализированный реестр многоквартирных домов, собственники которых приняли и реализовали решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 № 812, опубликованным в газете "Городские новости" от 10.12.2014 № 190, в Постановление от 21.08.2014 № 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" внесены изменения, согласно которым в реестр регионального фонда капитального ремонта внесен многоквартирный дом № 75, по адресу г. Красноярск, ул. Павлова.
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края письмом от 19.01.2015 № 14-218 сообщила товариществу "Павлова 75", что уведомление не может быть включено в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, так как представлено с нарушениями условий, предусмотренных частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Товарищество собственников жилья "Павлова 75", полагая, что действия администрации города Красноярска по включению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, 75, в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых по состоянию на 11.08.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, противоречат требованиям нормативных актов и нарушает его права, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что оспариваемый акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Ответчик полагает, что оспариваемый акт является нормативным правовым актом, в связи с чем, данный спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Суд не соглашается с доводом ответчика.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная на основе статей 15 (части 1 и 3), 90, 105 - 108 и 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации, в силу которой нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (Постановление от 17.11.1997 № 17-П) согласуется с доктринальным пониманием нормативного правового акта.
Признание акта нормативным связывается Конституционным Судом Российской Федерации с наличием у такого акта нормативных свойств, а именно: оказывает ли он общерегулирующее воздействие на общественные отношения, содержатся ли в нем предписания о правах и обязанностях персонально не определенного круга лиц участников соответствующих правоотношений, рассчитан ли он на многократное применение (Постановление от 31.03.2015 № 6-П).
Поскольку постановление администрации города о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, или выбранный ими способ не был реализован, не обладают признаками, характерными для нормативного акта (в частности, круг лиц, на которых распространяют свое действие положения такого акта, ограничен), то оспариваемое Постановление от 28.11.2014 № 812 является ненормативным актом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" порядок организации проведения капитального ремонта полностью изменен. Обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех (в настоящее время - восьми) календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Главы 16 - 17 ЖК РФ определяют круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.
При этом в силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Согласно части 7 названной статьи в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края.
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru).
Пунктом 3 Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п, предусмотрено, что Постановление вступает в силу с 01 января 2014 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.
Статьей 4 Закона Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" определен следующий порядок реализации принятого собственниками решения о формировании фонда капитального ремонта:
- решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение;
- о принятом решении об определении способа формирования фонда капитального ремонта, а также о направлении в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания собственников, указанного в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, собственники помещений уведомляют органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находится соответствующий многоквартирный дом. Не позднее чем за один месяц до окончания срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее;
- в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный пунктом 1 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора;
- указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" опубликовано 10.02.2014, следовательно, Постановление начало действовать с 21.02.2014 (т.е. по истечении 10 дней с момента публикации акта), как предусмотрено пунктом 3 Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 21.08.2014 (т.е. по истечении шести месяцев после опубликования Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п).
Как следует из материалов дела, решение общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта проведено 22.07.2014, специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта в ОАО "МДМ Банк" открыт 03.10.2014, уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта представлено в службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края 06.10.2014.
Действительно, собственники помещений многоквартирного дома № 75 по ул. Павлова направили уведомление в службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края об открытии специального счета с нарушением установленного срока, т.е. после 21.08.2014.
Вместе с тем, суд считает, что в данном случае предоставление уведомления об открытии специального счета 06.10.2014 не является основанием для отказа во включении в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, исходя из следующего.
Собственники помещений в спорном доме в установленные сроки избрали способ формирования фонда капитального ремонта, определили владельца специального счета и поручили председателю правления ТСЖ выполнить все юридически значимые действия в связи с принятым решением.
Согласно решению общего собрания 22.07.2014 собственники помещений определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по ул. Павлова, 75: на специальном счете товарищества собственников жилья; владельцем специального счета является товарищество собственников жилья "Павлова 75"; в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет - ОАО "МДМ Банк". О принятом решении администрация Кировского района г. Красноярска уведомлена 25.07.2014.
Судом установлено, что товарищество собственников жилья "Павлова 75" обратилось в кредитное учреждение (ОАО "МДМ Банк") с заявлением об открытии специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта - 04.08.2014.
Справкой от 03.10.2014, т.е. спустя 2 месяца после подачи заявления, банк уведомил товарищество об открытии специального счета, для формирования фонда капитального ремонта ТСЖ, дата открытия счета - 03.10.2014.
Частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса установлено, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
06 октября 2014 года, в установленный пятидневный срок, товарищество собственников жилья направило в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта.
В силу пункта 2 статьи 846 Гражданского кодекса РФ договор банковского счета является публичным договором, в связи с чем, обращение в банк с предложением открыть счет на объявленных банком условиях и предоставление необходимых документов является достаточным для открытия счета.
Целью статьи 170 Жилищного кодекса РФ является выбор способа формирования фонда капитального ремонта, следовательно, юридически значимым для разрешения вопроса о том, в какой перечень (реестр) подлежит включению многоквартирный дом, является именно определенность в том, на специальный счет или на счет регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение производить перечисление взносов на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 6 статьи 170 Жилищного кодекса за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Следует отметить, что орган местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 170 Жилищного кодекса, общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 75 по ул. Павлова, не созывал.
ТСЖ предпринимало действия по ускорению открытия специального счета в кредитной организации, в связи с чем обращалось ОАО "Сбербанк", о чем свидетельствует письмо банка от 26.09.2014.
Следует отметить, что Закон Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" требует совершить предусмотренные положениями ЖК РФ мероприятия по реализации предоставленного собственникам помещений домов права в срок до 21.08.2014, однако норма, которая обязывает вручить органу государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта в этот же срок, отсутствует. Также не установлено, что фактическое открытие банком специального счета позже 21.08.2014 является основанием для включения соответствующего дома в направляемый в адрес глав районных администраций города список домов, собственники которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его, при наличии у органа государственного жилищного надзора письменного уведомления об обратном.
Из материалов дела следует, что после открытия специального счета к кредитной организации, товарищество собственников жилья "Павлова 75" на следующий рабочий день - 06.10.2014 представило в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протоколов общего собрания собственников помещений, справки банка об открытии специального счета.
Вместе с тем, 29.10.2014 служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края письмом от 29.10.2014 № 14-12648 "О специальных счета" сообщила заместителю главы города Красноярска - руководителю департамента городского хозяйства администрации города Красноярска о завершении работы по формированию реестра уведомлений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальных счетах, а также направила актуализированный реестр многоквартирных домов, собственники которых приняли и реализовали решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
При этом товарищество собственников жилья "Павлова 75" в этом списке отсутствовало.
Несмотря на то, что собственники помещений многоквартирного дома реализовали порядок формирования фонда капитального ремонта, Постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 № 812 в Постановление от 21.08.2014 № 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" внесены изменения, согласно которым в реестр регионального фонда капитального ремонта внесен многоквартирный дом № 75, по адресу г. Красноярск, ул. Павлова.
Мероприятия, установленные пунктом 3 Постановления администрации г. Красноярска от 28.11.2014 № 812, согласно которым Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска в течение пяти дней со дня принятия настоящего Постановления обязан уведомить собственников помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении, Департаментом не исполнены, иного не доказано.
ТСЖ "Павлова 75" указывает, что на специальный счет, открытый в ОАО "МДМ Банк" перечисляются взносы за капитальный ремонт за период с 01 ноября 2014 года по январь 2015 года.
При таких обстоятельствах, действия администрации г. Красноярска по включению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск ул. Академика Павлова, 75 в перечень многоквартирных домов собственники, которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, а также Постановление администрации г. Красноярска от 28.11.2014 № 812, согласно которым в реестр регионального фонда капитального ремонта внесен многоквартирный дом № 75, по адресу г. Красноярск, ул. Павлова, нарушили право собственников на реализацию принятого решения о формировании фонда капитального ремонта.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина организациями уплачивается в размере 2000 рублей при подаче заявления в арбитражный суд 2014 году и 3000 рублей при подаче заявления в арбитражный суд в 2015 году.
При подаче заявления в арбитражный суд товарищество собственников жилья "Павлова 75" по платежному поручению от 19.12.2014 № 144 уплатило государственную пошлину в размере 4 000 рублей, по платежному поручению от 04.03.2015 № 173 в размере 2 000 рублей, по платежному поручению от 13.03.2014 № 177 в размере 1000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом результата рассмотрения настоящего дела, судебные расходы подлежат взысканию с администрации г. Красноярска в пользу товарищества собственников жилья "Павлова 75" в размере 5 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
Признать незаконными действия администрации г. Красноярска по включению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск ул. Академика Павлова, 75 в перечень многоквартирных домов собственники, которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Признать недействительным Постановление администрации г. Красноярска от 28.11.2014 № 812 "О внесении изменений в постановление администрации от 21.08.2014 № 522" в части включения в перечень дома № 75 по ул. Академика Павлова в г. Красноярске (строка 949 приложения).
Обязать администрацию г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Павлова 75".
В порядке распределения судебных расходов взыскать с администрации г. Красноярска в пользу товарищества собственников жилья "Павлова 75" 5000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.А.ИВАНОВА
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2015 г. по делу № А33-26286/2014
Резолютивная часть решения объявлена 27.04.2015.
В полном объеме решение изготовлено 06.05.2015.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Павлова 75" (ИНН 2461220587, ОГРН 1122468072803)
к администрации г. Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758)
о признании незаконными действий по включению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, 75, в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых по состоянию на 11.08.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован,
о признании частично недействительным Постановления от 28.11.2014 № 812 "О внесении изменений в Постановление города от 21.08.2014 № 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственниками помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован",
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Соломенцевой Н.В., представителя на основании доверенности от 09.06.2014; Соломенцевой Т.А., председателя правления товарищества на основании протокола от 20.12.2012;
от ответчика: Шаргиной Т.В., представителя на основании доверенности от 22.12.2014 № 01-8722,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания помощником судьи Ховяковой О.В.,
установил:
товарищество собственников жилья "Павлова 75" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Красноярска о признании незаконными действий по включению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, 75, в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых по состоянию на 11.08.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Заявление принято к производству суда. Определением от 26.12.2014 возбуждено производство по делу № А33-26286/2014.
Товарищество собственников жилья "Павлова 75" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска о признании частично недействительным Постановления от 28.11.2014 № 812 "О внесении изменений в Постановление города от 21.08.2014 № 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственниками помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован".
Заявление принято к производству суда. Определением от 20.03.2015 возбуждено производство по делу № А33-3047/2015.
Определением арбитражного суда от 25.03.2015 дела № А33-26286/2014 и № А33-3047/2015 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А33-26286/2014, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска.
Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного заседание, явку своего представителя не обеспечило, отзыв на заявление в материалы дела не представило.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении, дополнении к заявлению.
Представитель в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление, письменных пояснениях.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Товарищество собственников жилья "Павлова 75" осуществляет управление общим имуществом жилого дома № 75, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Павлова. Решение о выборе способа управления товариществом принято собственниками жилых собственников при его создании.
В 2014 году собственниками помещений в многоквартирном доме № 75, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Павлова, проведено общее собрание собственников по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно решению общего собрания 22.07.2014 собственники помещений определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по ул. Павлова, 75: на специальном счете товарищества собственников жилья; владельцем специального счета является товарищество собственников жилья "Павлова 75"; выбор кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет поручен председателю правления ТСЖ "Павлова 75".
25 июля 2014 года товарищество собственников жилья "Павлова 75" уведомило администрацию Кировского района г. Красноярска о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
30 октября 2014 года администрация Кировского района г. Красноярска ответила товариществу (исх. № 4405), что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в установленный законом срок собственниками не реализовано.
Товарищество собственников жилья "Павлова 75" 04.08.2014 обратилось в кредитное учреждение (ОАО "МДМ Банк") с заявлением об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта.
Справкой от 03.10.2014 банк уведомил товарищество об открытии специального счета, для формирования фонда капитального ремонта ТСЖ, дата открытия счета - 03.10.2014.
Товарищество собственников жилья "Павлова 75" 06.10.2014 представило в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протоколов общего собрания собственников помещений, справки банка об открытии специального счета.
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края письмом от 29.10.2014 № 14-12648 "О специальных счетах" сообщила заместителю главы города Красноярска - руководителю департамента городского хозяйства администрации города Красноярска о завершении работы по формированию реестра уведомлений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальных счетах, а также направила актуализированный реестр многоквартирных домов, собственники которых приняли и реализовали решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 № 812, опубликованным в газете "Городские новости" от 10.12.2014 № 190, в Постановление от 21.08.2014 № 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" внесены изменения, согласно которым в реестр регионального фонда капитального ремонта внесен многоквартирный дом № 75, по адресу г. Красноярск, ул. Павлова.
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края письмом от 19.01.2015 № 14-218 сообщила товариществу "Павлова 75", что уведомление не может быть включено в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, так как представлено с нарушениями условий, предусмотренных частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Товарищество собственников жилья "Павлова 75", полагая, что действия администрации города Красноярска по включению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Академика Павлова, 75, в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых по состоянию на 11.08.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, противоречат требованиям нормативных актов и нарушает его права, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что оспариваемый акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Ответчик полагает, что оспариваемый акт является нормативным правовым актом, в связи с чем, данный спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Суд не соглашается с доводом ответчика.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная на основе статей 15 (части 1 и 3), 90, 105 - 108 и 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации, в силу которой нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (Постановление от 17.11.1997 № 17-П) согласуется с доктринальным пониманием нормативного правового акта.
Признание акта нормативным связывается Конституционным Судом Российской Федерации с наличием у такого акта нормативных свойств, а именно: оказывает ли он общерегулирующее воздействие на общественные отношения, содержатся ли в нем предписания о правах и обязанностях персонально не определенного круга лиц участников соответствующих правоотношений, рассчитан ли он на многократное применение (Постановление от 31.03.2015 № 6-П).
Поскольку постановление администрации города о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, или выбранный ими способ не был реализован, не обладают признаками, характерными для нормативного акта (в частности, круг лиц, на которых распространяют свое действие положения такого акта, ограничен), то оспариваемое Постановление от 28.11.2014 № 812 является ненормативным актом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" порядок организации проведения капитального ремонта полностью изменен. Обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех (в настоящее время - восьми) календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Главы 16 - 17 ЖК РФ определяют круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.
При этом в силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Согласно части 7 названной статьи в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края.
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru).
Пунктом 3 Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п, предусмотрено, что Постановление вступает в силу с 01 января 2014 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.
Статьей 4 Закона Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" определен следующий порядок реализации принятого собственниками решения о формировании фонда капитального ремонта:
- решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение;
- о принятом решении об определении способа формирования фонда капитального ремонта, а также о направлении в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания собственников, указанного в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, собственники помещений уведомляют органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находится соответствующий многоквартирный дом. Не позднее чем за один месяц до окончания срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее;
- в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный пунктом 1 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора;
- указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" опубликовано 10.02.2014, следовательно, Постановление начало действовать с 21.02.2014 (т.е. по истечении 10 дней с момента публикации акта), как предусмотрено пунктом 3 Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 21.08.2014 (т.е. по истечении шести месяцев после опубликования Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п).
Как следует из материалов дела, решение общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта проведено 22.07.2014, специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта в ОАО "МДМ Банк" открыт 03.10.2014, уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта представлено в службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края 06.10.2014.
Действительно, собственники помещений многоквартирного дома № 75 по ул. Павлова направили уведомление в службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края об открытии специального счета с нарушением установленного срока, т.е. после 21.08.2014.
Вместе с тем, суд считает, что в данном случае предоставление уведомления об открытии специального счета 06.10.2014 не является основанием для отказа во включении в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, исходя из следующего.
Собственники помещений в спорном доме в установленные сроки избрали способ формирования фонда капитального ремонта, определили владельца специального счета и поручили председателю правления ТСЖ выполнить все юридически значимые действия в связи с принятым решением.
Согласно решению общего собрания 22.07.2014 собственники помещений определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по ул. Павлова, 75: на специальном счете товарищества собственников жилья; владельцем специального счета является товарищество собственников жилья "Павлова 75"; в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет - ОАО "МДМ Банк". О принятом решении администрация Кировского района г. Красноярска уведомлена 25.07.2014.
Судом установлено, что товарищество собственников жилья "Павлова 75" обратилось в кредитное учреждение (ОАО "МДМ Банк") с заявлением об открытии специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта - 04.08.2014.
Справкой от 03.10.2014, т.е. спустя 2 месяца после подачи заявления, банк уведомил товарищество об открытии специального счета, для формирования фонда капитального ремонта ТСЖ, дата открытия счета - 03.10.2014.
Частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса установлено, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
06 октября 2014 года, в установленный пятидневный срок, товарищество собственников жилья направило в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта.
В силу пункта 2 статьи 846 Гражданского кодекса РФ договор банковского счета является публичным договором, в связи с чем, обращение в банк с предложением открыть счет на объявленных банком условиях и предоставление необходимых документов является достаточным для открытия счета.
Целью статьи 170 Жилищного кодекса РФ является выбор способа формирования фонда капитального ремонта, следовательно, юридически значимым для разрешения вопроса о том, в какой перечень (реестр) подлежит включению многоквартирный дом, является именно определенность в том, на специальный счет или на счет регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение производить перечисление взносов на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 6 статьи 170 Жилищного кодекса за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Следует отметить, что орган местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 170 Жилищного кодекса, общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 75 по ул. Павлова, не созывал.
ТСЖ предпринимало действия по ускорению открытия специального счета в кредитной организации, в связи с чем обращалось ОАО "Сбербанк", о чем свидетельствует письмо банка от 26.09.2014.
Следует отметить, что Закон Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" требует совершить предусмотренные положениями ЖК РФ мероприятия по реализации предоставленного собственникам помещений домов права в срок до 21.08.2014, однако норма, которая обязывает вручить органу государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта в этот же срок, отсутствует. Также не установлено, что фактическое открытие банком специального счета позже 21.08.2014 является основанием для включения соответствующего дома в направляемый в адрес глав районных администраций города список домов, собственники которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его, при наличии у органа государственного жилищного надзора письменного уведомления об обратном.
Из материалов дела следует, что после открытия специального счета к кредитной организации, товарищество собственников жилья "Павлова 75" на следующий рабочий день - 06.10.2014 представило в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протоколов общего собрания собственников помещений, справки банка об открытии специального счета.
Вместе с тем, 29.10.2014 служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края письмом от 29.10.2014 № 14-12648 "О специальных счета" сообщила заместителю главы города Красноярска - руководителю департамента городского хозяйства администрации города Красноярска о завершении работы по формированию реестра уведомлений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальных счетах, а также направила актуализированный реестр многоквартирных домов, собственники которых приняли и реализовали решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
При этом товарищество собственников жилья "Павлова 75" в этом списке отсутствовало.
Несмотря на то, что собственники помещений многоквартирного дома реализовали порядок формирования фонда капитального ремонта, Постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 № 812 в Постановление от 21.08.2014 № 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" внесены изменения, согласно которым в реестр регионального фонда капитального ремонта внесен многоквартирный дом № 75, по адресу г. Красноярск, ул. Павлова.
Мероприятия, установленные пунктом 3 Постановления администрации г. Красноярска от 28.11.2014 № 812, согласно которым Департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска в течение пяти дней со дня принятия настоящего Постановления обязан уведомить собственников помещений в многоквартирных домах, указанных в приложении, Департаментом не исполнены, иного не доказано.
ТСЖ "Павлова 75" указывает, что на специальный счет, открытый в ОАО "МДМ Банк" перечисляются взносы за капитальный ремонт за период с 01 ноября 2014 года по январь 2015 года.
При таких обстоятельствах, действия администрации г. Красноярска по включению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск ул. Академика Павлова, 75 в перечень многоквартирных домов собственники, которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, а также Постановление администрации г. Красноярска от 28.11.2014 № 812, согласно которым в реестр регионального фонда капитального ремонта внесен многоквартирный дом № 75, по адресу г. Красноярск, ул. Павлова, нарушили право собственников на реализацию принятого решения о формировании фонда капитального ремонта.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина организациями уплачивается в размере 2000 рублей при подаче заявления в арбитражный суд 2014 году и 3000 рублей при подаче заявления в арбитражный суд в 2015 году.
При подаче заявления в арбитражный суд товарищество собственников жилья "Павлова 75" по платежному поручению от 19.12.2014 № 144 уплатило государственную пошлину в размере 4 000 рублей, по платежному поручению от 04.03.2015 № 173 в размере 2 000 рублей, по платежному поручению от 13.03.2014 № 177 в размере 1000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом результата рассмотрения настоящего дела, судебные расходы подлежат взысканию с администрации г. Красноярска в пользу товарищества собственников жилья "Павлова 75" в размере 5 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
решил:
Признать незаконными действия администрации г. Красноярска по включению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск ул. Академика Павлова, 75 в перечень многоквартирных домов собственники, которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Признать недействительным Постановление администрации г. Красноярска от 28.11.2014 № 812 "О внесении изменений в постановление администрации от 21.08.2014 № 522" в части включения в перечень дома № 75 по ул. Академика Павлова в г. Красноярске (строка 949 приложения).
Обязать администрацию г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Павлова 75".
В порядке распределения судебных расходов взыскать с администрации г. Красноярска в пользу товарищества собственников жилья "Павлова 75" 5000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья
Е.А.ИВАНОВА
------------------------------------------------------------------