Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 25.06.2015 N 8-3534П "О Резолюции публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2014 год"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. № 8-3534П
О РЕЗОЛЮЦИИ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ "ОБ ОТЧЕТЕ
ОБ ИСПОЛНЕНИИ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ЗА 2014 ГОД"
В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2014 год", проведенных 19 июня 2015 года, Законодательное Собрание края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Резолюцию публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2014 год".
2. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитет по бюджету и экономической политике (А.Н. Самохин).
Председатель
Законодательного Собрания края
А.В.УСС
Приложение
к Постановлению
Законодательного Собрания края
от 25 июня 2015 г. № 8-3534П
РЕЗОЛЮЦИЯ
ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ
"ОБ ОТЧЕТЕ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ЗА 2014 ГОД"
Заслушав информацию об итогах социально-экономического развития края и об исполнении краевого и консолидированного бюджетов за 2014 год, участники публичных слушаний отмечают, что особенностью исполнения краевого бюджета в 2014 году стало влияние внешних политических и экономических факторов, среди которых заметную роль сыграли введение внешних ограничительных мер, снижение цен на нефть, ослабление рубля, рост инфляции, повышение ставок по кредитам.
Вместе с тем в 2014 году достигнуты основные цели бюджетной и налоговой политики - обеспечение сбалансированности бюджета, устойчивости бюджетной системы, успешного исполнения принятых социальных обязательств.
В отчетном году продолжился рост промышленного производства. Индекс промышленного производства за 2014 год составил 101,9%, что превышает средний показатель по России, который составляет 101,7%. Сложившийся темп развития обеспечили все основные промышленные виды деятельности: добывающий сектор, где рост составил 103,0%, в обрабатывающем производстве - 100,6%, в энергетике - 103,8%.
Красноярский край сохранил лидирующую позицию в Сибирском федеральном округе по объемам добычи нефти. В 2014 году общий объем нефти, добытой АО "Ванкорнефть" с начала промышленной эксплуатации, составил 90 миллионов тонн. В крае в 2,5 раза увеличился объем добычи газа, продолжилось освоение месторождений золота, увеличилось производство свинцово-цинкового концентрата. Значительно укрепила свои позиции энергетика, в том числе за счет ввода гидроагрегатов Богучанской ГЭС и новых объектов сетевой инфраструктуры.
Устойчиво работали и развивались наукоемкие предприятия. Масштабное техническое перевооружение и увеличение объемов производства отмечено в АО "Красмаш", ФГУП "НПП "Радиосвязь" и ОАО "ЦКБ "Геофизика". ФГУП "Горно-химический комбинат" продолжил строительство комплекса по производству нового вида топлива для атомной энергетики.
В агропромышленном секторе при стабильной ситуации в растениеводстве отмечено снижение ряда показателей отрасли животноводство, связанное с проблемами в деятельности отдельных предприятий птицеводства. Снижение поголовья птицы негативно отразилось на результатах работы животноводства и сельского хозяйства края в целом.
Объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в январе - декабре 2014 года, по предварительной оценке, составил 76,0 млрд рублей, индекс производства - 97,7% к январю - декабрю 2013 года.
На протяжении двух последних лет завершены общестроительные работы и осуществлен выход на стадию производства продукции по ряду крупных инвестиционных проектов. В 2014 году в развитие экономики края было инвестировано 344,5 млрд рублей, или 87,9% к 2013 году. Объем работ в строительстве в 2014 году составил 135,8 млрд рублей, или 90,7% к предыдущему году.
Несмотря на то, что Красноярский край остается лидером в Сибирском федеральном округе по объему инвестиций в основной капитал и объему работ в строительстве, в последние два года в крае наблюдается негативная тенденция в сфере инвестиционной деятельности. Объем инвестиций в крае сократился значительнее, чем общероссийский (87,9% против 97,3%).
Наибольшее сокращение отмечается в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых - на 25% и в производстве и распределении электроэнергии, газа и горячей воды, где снижение составляет 15,9%.
В 2014 году было отмечено ускорение темпа роста цен на товары, связанное с ослаблением рубля, а также с введенными в августе ограничениями на ввоз отдельных продовольственных товаров. Инфляция на потребительском рынке края по итогам 2014 года составила 109,5% к декабрю 2013 года (по итогам 2013 года - 104,8% к декабрю 2012 года). Стоит отметить, что инфляция в крае сложилась ниже показателя среднего значения по регионам Сибирского федерального округа, который составляет 110,8%, и среднероссийского показателя - 111,4%.
В 2014 году продолжился рост заработной платы в крае во всех основных видах экономической деятельности. При этом отмечается его замедление до 2,1% по отношению к 2013 году в реальном исчислении, прежде всего за счет увеличения инфляции.
Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на 31 декабря 2014 года составил 1,2% от численности экономически активного населения, что ниже показателя на начало года, который по состоянию на 1 января 2014 года составлял 1,4%. Сложившийся в крае уровень безработицы является минимальным за последние двадцать лет.
На протяжении шести лет в крае сохраняется тенденция естественного прироста населения. По итогам 2014 года естественный прирост населения составил 5028 человек.
Индекс потребительских цен в декабре 2014 года составил 109,5% по отношению к декабрю 2013 года, реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 8,8% и составили 91,2% по отношению к 2013 году. Величина прожиточного минимума приросла на 12,4% и составила 8234 рубля. В результате увеличилось количество граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума на 12,7% и составило 488,4 тыс. человек, это 17,1% от общей численности населения края, в 2013 году данный показатель составлял 15,2%, в 2012 году - 15,6%. Суммарная задолженность по заработной плате на 1 января 2015 года увеличилась по сравнению с 1 января 2014 года в 2,5 раза и составила 175,6 млн рублей.
В течение года Правительством края проводилась активная работа по привлечению дополнительных средств в краевой бюджет. В результате взаимодействия с федеральными органами государственной власти сумма дополнительно полученных средств в краевой бюджет в 2014 году составила всего 20,5 млрд рублей, в том числе в виде целевых трансфертов - 8,9 млрд рублей, дотаций - 5,8 млрд рублей; бюджетных кредитов - 5,8 млрд рублей, под 0,1% годовых.
Всего общий объем средств из федерального бюджета (с учетом первоначально предусмотренных сумм) составил 37,4 млрд рублей, что выше уровня 2013 года на 11,5 млрд рублей.
В объеме 67,3% всех налоговых поступлений в краевой бюджет обеспечили 4 налога:
налог на доходы физических лиц - 21,9%;
налог на прибыль организаций - 30,2%;
налог на имущество организаций - 9,9%;
акцизы - 5,3%.
Расходы краевого бюджета по функциональному разрезу распределились в общем объеме расходов:
отрасли социальной сферы - 106700685,4 тыс. рублей, или 62,6%, включающие здравоохранение и спорт, образование, культуру и кинематографию, социальную политику;
отрасли национальной экономики - 35782489,1 тыс. рублей, или 21%, которые включают в себя сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, топливно-энергетический комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, водные ресурсы, лесное хозяйство;
прочие отрасли - 27974340,7 тыс. рублей, или 16,4%, включающие охрану окружающей среды, правоохранительную деятельность, национальную оборону, общегосударственные вопросы, средства массовой информации, обслуживание государственного и муниципального долга, межбюджетные трансферты общего характера.
Краевой бюджет в 2014 году был сформирован по программно-целевому принципу. Всего на краевом уровне реализовывалось 20 государственных программ, доля программных расходов составила 97%.
Как и в прошлые годы, краевой бюджет в 2014 году имел социальную направленность, так как наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета края, или 62,6%, занимают расходы на социальную сферу, то есть на образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт.
В 2014 году на реализацию мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации, за счет всех источников финансирования направлено 46,2 млрд рублей, что составляет 22%, в том числе за счет собственных средств краевого бюджета - 36,6 млрд рублей.
С 1 января 2014 года была повышена заработная плата отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, на 10%, а с 1 октября произведена индексация заработной платы всех работников бюджетных учреждений и организаций на 5%.
В прошедшем году на создание новых мест в детских садах выделено 2,6 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета - 1,2 млрд рублей, из краевого бюджета - 0,98 млрд рублей, из бюджетов муниципальных образований - 0,4 млрд рублей.
Построены и реконструированы 8 детских садов общей численностью 1085 мест, приобретены два здания на 350 мест, создано 4101 место за счет проведения капитального ремонта, в том числе отремонтированы 6 зданий детских садов общей численностью 920 мест, ранее используемых не по назначению, введены 175 мест за счет реконструкции зданий, создано 1188 мест за счет доукомплектования групп в соответствии с нормами СанПиН (в том числе 561 место за счет приобретения услуги по присмотру и уходу за детьми у частных дошкольных организаций).
На реализацию Указа Президента Российской Федерации № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в отчетном году было направлено 2,1 млрд рублей. За 2014 года введено (приобретено) 58,5 тыс. кв. метров жилья взамен аварийного, из аварийных жилых помещений переселено 3600 человек. На мероприятия по модернизации, реконструкции и капитальному ремонту объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры расходы за 2014 год составили 1,1 млрд рублей.
В отчетном году было продолжено строительство объектов социальной направленности.
Введено пять новых средних школ: в с. Филимоново Канского района, п. Кордово Курагинского района, п. Пинчуга Богучанского района, д. Лакино Большемуртинского района, п. Заледеево Кежемского района и один школьно-дошкольный комбинат в п. Тагара этого же района.
Начато строительство четырех сельских школ, из них три по проектам повторного применения.
Завершена реконструкция основного здания Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина. Продолжилась реставрация объектов культурного наследия в Красноярске, Енисейске и Минусинске.
В 2014 году введены в эксплуатацию физкультурно-спортивные центры с бассейном и спортивным залом в Сосновоборске и Лесосибирске, крытый каток с искусственным льдом в Дудинке, крытый футбольный манеж на 3000 посадочных мест в Красноярске, спортивно-тренерский блок "Горный" регионального тренировочного центра "Академия зимних видов спорта" в Красноярске. Продолжено строительство объектов Академии зимних видов спорта, начата реконструкция учебного корпуса КГАОУ СПО "ДУТОР" в Дивногорске.
Введены в эксплуатацию новые здания КГБУЗ "Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А.И. Крыжановского": лечебно-диагностический корпус, приемное отделение и палатное отделение.
В 2014 году продолжилось строительство центральной районной больницы в с. Богучаны Богучанского района и поликлиники на 600 посещений в смену в п. Курагино Курагинского района. Проведены все подготовительные работы по строительству перинатальных центров в городах Ачинске и Норильске. Введены в эксплуатацию и функционируют 16 модульных фельдшерско-акушерских пунктов в 16 муниципальных образованиях края, завершается работа по трем фельдшерско-акушерским пунктам.
На мероприятия подпрограммы "Дороги Красноярья" направлено 11,2 млрд рублей, из которых 11 млрд рублей составило финансирование из средств дорожного фонда Красноярского края. За счет выделенных средств в 2014 году осуществлялось содержание свыше 17 тыс. км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также зимников, проведен ремонт 249 км краевых дорог общего пользования, 16 мостов на сети краевых автомобильных дорог, продолжается строительство в Красноярске четвертого автодорожного мостового перехода через р. Енисей.
По итогам 2014 года обеспечена сбалансированность краевого и местных бюджетов в условиях перераспределения полномочий по образованию и созданию муниципальных дорожных фондов. Выпадающие доходы, которые складывались в местных бюджетах в течение 2014 года, были компенсированы из краевого бюджета.
В 2014 году Правительством края продолжалась работа по размещению государственных ценных бумаг. Размещено два выпуска государственных облигаций Красноярского края общим объемом 18,25 млрд рублей. Размещения проходили на фоне неблагоприятной рыночной ситуации, связанной с экономическими и геополитическими событиями в мире. Оба выпуска успешно размещены в полном объеме.
Расчетный объем фонда финансовой поддержки муниципальных образований края в 2014 году составил 12,7 млрд рублей. В том числе бюджетам муниципальных образований в полном объеме перечислены:
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из регионального фонда финансовой поддержки поселений бюджетам 16 муниципальных образований края в сумме 201,3 млн рублей;
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) бюджетам 38 муниципальных районов (городских округов) края в сумме 4,9 млрд рублей.
Государственный долг края в 2014 году вырос на 21,4 млрд рублей и на начало 2015 года составил 68,7 млрд рублей, по отношению к поступившим налоговым и неналоговым доходам составил 59,8%. На обслуживание государственного долга края в 2014 году было направлено 4,6 млрд рублей, что в 1,8 раза больше аналогичных расходов в 2013 году, которые составляли 2,5 млрд рублей.
Исполнение краевого бюджета в 2014 году сложилось на следующем уровне:
доходы - 148,0 млрд рублей, или 97,5% к плановым назначениям;
расходы - 170,5 млрд рублей, или 94,6% к плановым назначениям;
дефицит бюджета - 22,5 млрд рублей, что на 10 млрд рублей ниже планового;
размер государственного долга - 68,7 млрд рублей, что на 7,9 млрд рублей, или на 10%, ниже относительно планового значения, предусмотренного законом о бюджете;
экономия расходов на обслуживание государственного долга по итогам 2014 года составила 0,5 млрд рублей.
Несмотря на сложные для края финансово-экономические условия, была обеспечена устойчивость и сбалансированность краевого и местных бюджетов, исполнены все социальные обязательства перед населением региона.
Участники публичных слушаний рекомендуют:
1. Законодательному Собранию края утвердить отчет об исполнении краевого бюджета за 2014 год.
2. Правительству края совместно с Законодательным Собранием края:
- продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей бюджетный процесс, межбюджетные отношения в условиях изменяющегося законодательства Российской Федерации;
- осуществлять взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, направленное на совершенствование межбюджетных отношений, выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также на получение дополнительных средств федерального бюджета;
- продолжить работу по формированию, рассмотрению и утверждению документов стратегического планирования края, включая бюджетный прогноз и прогноз социально-экономического развития края на долгосрочный период;
- систематически осуществлять анализ эффективности освоения ассигнований в рамках государственных программ, обеспечить исполнение программных мероприятий равномерно в течение года и в полном объеме с учетом достижения заявленных показателей результативности;
- активизировать работу по развитию механизмов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства на территории края, включая разработку системы нормативных правовых актов, регулирующих эти правоотношения;
- разработать и принять нормативные правовые акты, направленные на достижение бюджетной эффективности при организации закупок для государственных и муниципальных нужд края.
3. Правительству края:
- обеспечить своевременную и качественную подготовку проекта краевого бюджета на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов и прилагаемых к нему материалов с учетом результатов оценки эффективности краевых государственных программ;
- продолжить работу по мониторингу системных рисков, влияющих на экономическую ситуацию в крае, а также по подготовке и реализации мер по предотвращению и смягчению кризисных ситуаций, включая практику оперативного "бюджетного маневра";
- принять меры по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края;
- совместно с налоговыми органами и органами местного самоуправления организовать систематическую работу с неплательщиками налогов и сборов, направленную на сокращение задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет края;
- разработать единые правила формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований из края;
- провести анализ структуры бюджетных расходов с последующим определением приоритетности направлений расходов бюджета, включая бюджетные инвестиции;
- обеспечить формирование ведомственных перечней услуг и работ, формирование государственных заданий с 2016 года в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями услуг и работ;
- продолжить работу по повышению качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг, в том числе путем совершенствования действующей нормативной правовой базы, устанавливающей нормы материального стимулирования работников;
- повысить эффективность использования краевой государственной собственности с возможностью введения персональной ответственности руководителей за ненадлежащее использование активов, находящихся в их ведении (управлении);
- совместно с налоговыми органами, органами местного самоуправления провести работу по популяризации применения системы патентного налогообложения;
- продолжить практику проведения оценки качества финансового менеджмента органов исполнительной власти края, главных распорядителей средств краевого бюджета, а также выполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законами Красноярского края, с привлечением депутатов Законодательного Собрания края, а также учитывать итоги оценки при формировании краевого бюджета на очередной год и плановый период;
- обеспечить проведение взвешенной долговой политики с целью сохранения сбалансированности бюджета края в долгосрочной перспективе;
- повысить эффективность управления государственным долгом, принимать меры, направленные на снижение бюджетного дефицита в среднесрочной перспективе;
- рассмотреть вопрос консолидации субсидий, предоставляемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края, с целью оптимизации (сокращения) бюджетных потоков и упрощения процесса их администрирования и контроля за их использованием;
- принимать действенные меры по своевременному и полному освоению средств, выделенных бюджету Красноярского края из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других источников;
- провести анализ судебных решений, вступивших в законную силу до 1 января 2015 года, по исковым заявлениям контрольно-надзорных органов о понуждении к устранению выявленных ими нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, предъявленным организациям (учреждениям), финансируемым из бюджета края, направив результаты в Законодательное Собрание края.
4. Органам местного самоуправления края:
- провести анализ имеющихся расходов, самостоятельно установленных органами местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, на предмет их эффективности;
- принять меры по увеличению собираемости налоговых и неналоговых платежей в местные бюджеты;
- совместно с налоговыми органами продолжить реализацию мероприятий по сокращению задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет края;
- обеспечить формирование ведомственных перечней услуг и работ, формирование муниципальных заданий с 2016 года в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями услуг и работ;
- продолжить работу по формированию, рассмотрению и утверждению документов стратегического планирования края, включая бюджетный прогноз и прогноз социально-экономического развития муниципальных образований на долгосрочный период;
- повысить эффективность использования муниципальной собственности с введением персональной ответственности руководителей за надлежащее использование имеющихся активов;
- усилить контроль за целевым, эффективным и экономным расходованием бюджетных средств, за использованием средств, выделяемых в рамках реализации муниципальных программ.
5. Счетной палате края:
- осуществлять контроль над эффективностью государственных программ Красноярского края;
- продолжить мониторинг и информационно-методическое сопровождение деятельности органов внешнего финансового контроля муниципальных образований;
- организовать информационно-методическое обеспечение деятельности контрольных органов муниципальных образований края с целью внедрения единых подходов и стандартов контрольно-аналитической деятельности;
- при осуществлении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий руководствоваться стандартами внешнего финансового контроля.
------------------------------------------------------------------
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. № 8-3534П
О РЕЗОЛЮЦИИ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ "ОБ ОТЧЕТЕ
ОБ ИСПОЛНЕНИИ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ЗА 2014 ГОД"
В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2014 год", проведенных 19 июня 2015 года, Законодательное Собрание края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Резолюцию публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2014 год".
2. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитет по бюджету и экономической политике (А.Н. Самохин).
Председатель
Законодательного Собрания края
А.В.УСС
Приложение
к Постановлению
Законодательного Собрания края
от 25 июня 2015 г. № 8-3534П
РЕЗОЛЮЦИЯ
ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ
"ОБ ОТЧЕТЕ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ЗА 2014 ГОД"
Заслушав информацию об итогах социально-экономического развития края и об исполнении краевого и консолидированного бюджетов за 2014 год, участники публичных слушаний отмечают, что особенностью исполнения краевого бюджета в 2014 году стало влияние внешних политических и экономических факторов, среди которых заметную роль сыграли введение внешних ограничительных мер, снижение цен на нефть, ослабление рубля, рост инфляции, повышение ставок по кредитам.
Вместе с тем в 2014 году достигнуты основные цели бюджетной и налоговой политики - обеспечение сбалансированности бюджета, устойчивости бюджетной системы, успешного исполнения принятых социальных обязательств.
В отчетном году продолжился рост промышленного производства. Индекс промышленного производства за 2014 год составил 101,9%, что превышает средний показатель по России, который составляет 101,7%. Сложившийся темп развития обеспечили все основные промышленные виды деятельности: добывающий сектор, где рост составил 103,0%, в обрабатывающем производстве - 100,6%, в энергетике - 103,8%.
Красноярский край сохранил лидирующую позицию в Сибирском федеральном округе по объемам добычи нефти. В 2014 году общий объем нефти, добытой АО "Ванкорнефть" с начала промышленной эксплуатации, составил 90 миллионов тонн. В крае в 2,5 раза увеличился объем добычи газа, продолжилось освоение месторождений золота, увеличилось производство свинцово-цинкового концентрата. Значительно укрепила свои позиции энергетика, в том числе за счет ввода гидроагрегатов Богучанской ГЭС и новых объектов сетевой инфраструктуры.
Устойчиво работали и развивались наукоемкие предприятия. Масштабное техническое перевооружение и увеличение объемов производства отмечено в АО "Красмаш", ФГУП "НПП "Радиосвязь" и ОАО "ЦКБ "Геофизика". ФГУП "Горно-химический комбинат" продолжил строительство комплекса по производству нового вида топлива для атомной энергетики.
В агропромышленном секторе при стабильной ситуации в растениеводстве отмечено снижение ряда показателей отрасли животноводство, связанное с проблемами в деятельности отдельных предприятий птицеводства. Снижение поголовья птицы негативно отразилось на результатах работы животноводства и сельского хозяйства края в целом.
Объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в январе - декабре 2014 года, по предварительной оценке, составил 76,0 млрд рублей, индекс производства - 97,7% к январю - декабрю 2013 года.
На протяжении двух последних лет завершены общестроительные работы и осуществлен выход на стадию производства продукции по ряду крупных инвестиционных проектов. В 2014 году в развитие экономики края было инвестировано 344,5 млрд рублей, или 87,9% к 2013 году. Объем работ в строительстве в 2014 году составил 135,8 млрд рублей, или 90,7% к предыдущему году.
Несмотря на то, что Красноярский край остается лидером в Сибирском федеральном округе по объему инвестиций в основной капитал и объему работ в строительстве, в последние два года в крае наблюдается негативная тенденция в сфере инвестиционной деятельности. Объем инвестиций в крае сократился значительнее, чем общероссийский (87,9% против 97,3%).
Наибольшее сокращение отмечается в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых - на 25% и в производстве и распределении электроэнергии, газа и горячей воды, где снижение составляет 15,9%.
В 2014 году было отмечено ускорение темпа роста цен на товары, связанное с ослаблением рубля, а также с введенными в августе ограничениями на ввоз отдельных продовольственных товаров. Инфляция на потребительском рынке края по итогам 2014 года составила 109,5% к декабрю 2013 года (по итогам 2013 года - 104,8% к декабрю 2012 года). Стоит отметить, что инфляция в крае сложилась ниже показателя среднего значения по регионам Сибирского федерального округа, который составляет 110,8%, и среднероссийского показателя - 111,4%.
В 2014 году продолжился рост заработной платы в крае во всех основных видах экономической деятельности. При этом отмечается его замедление до 2,1% по отношению к 2013 году в реальном исчислении, прежде всего за счет увеличения инфляции.
Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на 31 декабря 2014 года составил 1,2% от численности экономически активного населения, что ниже показателя на начало года, который по состоянию на 1 января 2014 года составлял 1,4%. Сложившийся в крае уровень безработицы является минимальным за последние двадцать лет.
На протяжении шести лет в крае сохраняется тенденция естественного прироста населения. По итогам 2014 года естественный прирост населения составил 5028 человек.
Индекс потребительских цен в декабре 2014 года составил 109,5% по отношению к декабрю 2013 года, реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 8,8% и составили 91,2% по отношению к 2013 году. Величина прожиточного минимума приросла на 12,4% и составила 8234 рубля. В результате увеличилось количество граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума на 12,7% и составило 488,4 тыс. человек, это 17,1% от общей численности населения края, в 2013 году данный показатель составлял 15,2%, в 2012 году - 15,6%. Суммарная задолженность по заработной плате на 1 января 2015 года увеличилась по сравнению с 1 января 2014 года в 2,5 раза и составила 175,6 млн рублей.
В течение года Правительством края проводилась активная работа по привлечению дополнительных средств в краевой бюджет. В результате взаимодействия с федеральными органами государственной власти сумма дополнительно полученных средств в краевой бюджет в 2014 году составила всего 20,5 млрд рублей, в том числе в виде целевых трансфертов - 8,9 млрд рублей, дотаций - 5,8 млрд рублей; бюджетных кредитов - 5,8 млрд рублей, под 0,1% годовых.
Всего общий объем средств из федерального бюджета (с учетом первоначально предусмотренных сумм) составил 37,4 млрд рублей, что выше уровня 2013 года на 11,5 млрд рублей.
В объеме 67,3% всех налоговых поступлений в краевой бюджет обеспечили 4 налога:
налог на доходы физических лиц - 21,9%;
налог на прибыль организаций - 30,2%;
налог на имущество организаций - 9,9%;
акцизы - 5,3%.
Расходы краевого бюджета по функциональному разрезу распределились в общем объеме расходов:
отрасли социальной сферы - 106700685,4 тыс. рублей, или 62,6%, включающие здравоохранение и спорт, образование, культуру и кинематографию, социальную политику;
отрасли национальной экономики - 35782489,1 тыс. рублей, или 21%, которые включают в себя сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, топливно-энергетический комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, водные ресурсы, лесное хозяйство;
прочие отрасли - 27974340,7 тыс. рублей, или 16,4%, включающие охрану окружающей среды, правоохранительную деятельность, национальную оборону, общегосударственные вопросы, средства массовой информации, обслуживание государственного и муниципального долга, межбюджетные трансферты общего характера.
Краевой бюджет в 2014 году был сформирован по программно-целевому принципу. Всего на краевом уровне реализовывалось 20 государственных программ, доля программных расходов составила 97%.
Как и в прошлые годы, краевой бюджет в 2014 году имел социальную направленность, так как наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета края, или 62,6%, занимают расходы на социальную сферу, то есть на образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт.
В 2014 году на реализацию мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации, за счет всех источников финансирования направлено 46,2 млрд рублей, что составляет 22%, в том числе за счет собственных средств краевого бюджета - 36,6 млрд рублей.
С 1 января 2014 года была повышена заработная плата отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, на 10%, а с 1 октября произведена индексация заработной платы всех работников бюджетных учреждений и организаций на 5%.
В прошедшем году на создание новых мест в детских садах выделено 2,6 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета - 1,2 млрд рублей, из краевого бюджета - 0,98 млрд рублей, из бюджетов муниципальных образований - 0,4 млрд рублей.
Построены и реконструированы 8 детских садов общей численностью 1085 мест, приобретены два здания на 350 мест, создано 4101 место за счет проведения капитального ремонта, в том числе отремонтированы 6 зданий детских садов общей численностью 920 мест, ранее используемых не по назначению, введены 175 мест за счет реконструкции зданий, создано 1188 мест за счет доукомплектования групп в соответствии с нормами СанПиН (в том числе 561 место за счет приобретения услуги по присмотру и уходу за детьми у частных дошкольных организаций).
На реализацию Указа Президента Российской Федерации № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в отчетном году было направлено 2,1 млрд рублей. За 2014 года введено (приобретено) 58,5 тыс. кв. метров жилья взамен аварийного, из аварийных жилых помещений переселено 3600 человек. На мероприятия по модернизации, реконструкции и капитальному ремонту объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры расходы за 2014 год составили 1,1 млрд рублей.
В отчетном году было продолжено строительство объектов социальной направленности.
Введено пять новых средних школ: в с. Филимоново Канского района, п. Кордово Курагинского района, п. Пинчуга Богучанского района, д. Лакино Большемуртинского района, п. Заледеево Кежемского района и один школьно-дошкольный комбинат в п. Тагара этого же района.
Начато строительство четырех сельских школ, из них три по проектам повторного применения.
Завершена реконструкция основного здания Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина. Продолжилась реставрация объектов культурного наследия в Красноярске, Енисейске и Минусинске.
В 2014 году введены в эксплуатацию физкультурно-спортивные центры с бассейном и спортивным залом в Сосновоборске и Лесосибирске, крытый каток с искусственным льдом в Дудинке, крытый футбольный манеж на 3000 посадочных мест в Красноярске, спортивно-тренерский блок "Горный" регионального тренировочного центра "Академия зимних видов спорта" в Красноярске. Продолжено строительство объектов Академии зимних видов спорта, начата реконструкция учебного корпуса КГАОУ СПО "ДУТОР" в Дивногорске.
Введены в эксплуатацию новые здания КГБУЗ "Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А.И. Крыжановского": лечебно-диагностический корпус, приемное отделение и палатное отделение.
В 2014 году продолжилось строительство центральной районной больницы в с. Богучаны Богучанского района и поликлиники на 600 посещений в смену в п. Курагино Курагинского района. Проведены все подготовительные работы по строительству перинатальных центров в городах Ачинске и Норильске. Введены в эксплуатацию и функционируют 16 модульных фельдшерско-акушерских пунктов в 16 муниципальных образованиях края, завершается работа по трем фельдшерско-акушерским пунктам.
На мероприятия подпрограммы "Дороги Красноярья" направлено 11,2 млрд рублей, из которых 11 млрд рублей составило финансирование из средств дорожного фонда Красноярского края. За счет выделенных средств в 2014 году осуществлялось содержание свыше 17 тыс. км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также зимников, проведен ремонт 249 км краевых дорог общего пользования, 16 мостов на сети краевых автомобильных дорог, продолжается строительство в Красноярске четвертого автодорожного мостового перехода через р. Енисей.
По итогам 2014 года обеспечена сбалансированность краевого и местных бюджетов в условиях перераспределения полномочий по образованию и созданию муниципальных дорожных фондов. Выпадающие доходы, которые складывались в местных бюджетах в течение 2014 года, были компенсированы из краевого бюджета.
В 2014 году Правительством края продолжалась работа по размещению государственных ценных бумаг. Размещено два выпуска государственных облигаций Красноярского края общим объемом 18,25 млрд рублей. Размещения проходили на фоне неблагоприятной рыночной ситуации, связанной с экономическими и геополитическими событиями в мире. Оба выпуска успешно размещены в полном объеме.
Расчетный объем фонда финансовой поддержки муниципальных образований края в 2014 году составил 12,7 млрд рублей. В том числе бюджетам муниципальных образований в полном объеме перечислены:
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из регионального фонда финансовой поддержки поселений бюджетам 16 муниципальных образований края в сумме 201,3 млн рублей;
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) бюджетам 38 муниципальных районов (городских округов) края в сумме 4,9 млрд рублей.
Государственный долг края в 2014 году вырос на 21,4 млрд рублей и на начало 2015 года составил 68,7 млрд рублей, по отношению к поступившим налоговым и неналоговым доходам составил 59,8%. На обслуживание государственного долга края в 2014 году было направлено 4,6 млрд рублей, что в 1,8 раза больше аналогичных расходов в 2013 году, которые составляли 2,5 млрд рублей.
Исполнение краевого бюджета в 2014 году сложилось на следующем уровне:
доходы - 148,0 млрд рублей, или 97,5% к плановым назначениям;
расходы - 170,5 млрд рублей, или 94,6% к плановым назначениям;
дефицит бюджета - 22,5 млрд рублей, что на 10 млрд рублей ниже планового;
размер государственного долга - 68,7 млрд рублей, что на 7,9 млрд рублей, или на 10%, ниже относительно планового значения, предусмотренного законом о бюджете;
экономия расходов на обслуживание государственного долга по итогам 2014 года составила 0,5 млрд рублей.
Несмотря на сложные для края финансово-экономические условия, была обеспечена устойчивость и сбалансированность краевого и местных бюджетов, исполнены все социальные обязательства перед населением региона.
Участники публичных слушаний рекомендуют:
1. Законодательному Собранию края утвердить отчет об исполнении краевого бюджета за 2014 год.
2. Правительству края совместно с Законодательным Собранием края:
- продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей бюджетный процесс, межбюджетные отношения в условиях изменяющегося законодательства Российской Федерации;
- осуществлять взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, направленное на совершенствование межбюджетных отношений, выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также на получение дополнительных средств федерального бюджета;
- продолжить работу по формированию, рассмотрению и утверждению документов стратегического планирования края, включая бюджетный прогноз и прогноз социально-экономического развития края на долгосрочный период;
- систематически осуществлять анализ эффективности освоения ассигнований в рамках государственных программ, обеспечить исполнение программных мероприятий равномерно в течение года и в полном объеме с учетом достижения заявленных показателей результативности;
- активизировать работу по развитию механизмов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства на территории края, включая разработку системы нормативных правовых актов, регулирующих эти правоотношения;
- разработать и принять нормативные правовые акты, направленные на достижение бюджетной эффективности при организации закупок для государственных и муниципальных нужд края.
3. Правительству края:
- обеспечить своевременную и качественную подготовку проекта краевого бюджета на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов и прилагаемых к нему материалов с учетом результатов оценки эффективности краевых государственных программ;
- продолжить работу по мониторингу системных рисков, влияющих на экономическую ситуацию в крае, а также по подготовке и реализации мер по предотвращению и смягчению кризисных ситуаций, включая практику оперативного "бюджетного маневра";
- принять меры по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края;
- совместно с налоговыми органами и органами местного самоуправления организовать систематическую работу с неплательщиками налогов и сборов, направленную на сокращение задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет края;
- разработать единые правила формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований из края;
- провести анализ структуры бюджетных расходов с последующим определением приоритетности направлений расходов бюджета, включая бюджетные инвестиции;
- обеспечить формирование ведомственных перечней услуг и работ, формирование государственных заданий с 2016 года в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями услуг и работ;
- продолжить работу по повышению качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг, в том числе путем совершенствования действующей нормативной правовой базы, устанавливающей нормы материального стимулирования работников;
- повысить эффективность использования краевой государственной собственности с возможностью введения персональной ответственности руководителей за ненадлежащее использование активов, находящихся в их ведении (управлении);
- совместно с налоговыми органами, органами местного самоуправления провести работу по популяризации применения системы патентного налогообложения;
- продолжить практику проведения оценки качества финансового менеджмента органов исполнительной власти края, главных распорядителей средств краевого бюджета, а также выполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законами Красноярского края, с привлечением депутатов Законодательного Собрания края, а также учитывать итоги оценки при формировании краевого бюджета на очередной год и плановый период;
- обеспечить проведение взвешенной долговой политики с целью сохранения сбалансированности бюджета края в долгосрочной перспективе;
- повысить эффективность управления государственным долгом, принимать меры, направленные на снижение бюджетного дефицита в среднесрочной перспективе;
- рассмотреть вопрос консолидации субсидий, предоставляемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края, с целью оптимизации (сокращения) бюджетных потоков и упрощения процесса их администрирования и контроля за их использованием;
- принимать действенные меры по своевременному и полному освоению средств, выделенных бюджету Красноярского края из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других источников;
- провести анализ судебных решений, вступивших в законную силу до 1 января 2015 года, по исковым заявлениям контрольно-надзорных органов о понуждении к устранению выявленных ими нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, предъявленным организациям (учреждениям), финансируемым из бюджета края, направив результаты в Законодательное Собрание края.
4. Органам местного самоуправления края:
- провести анализ имеющихся расходов, самостоятельно установленных органами местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, на предмет их эффективности;
- принять меры по увеличению собираемости налоговых и неналоговых платежей в местные бюджеты;
- совместно с налоговыми органами продолжить реализацию мероприятий по сокращению задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет края;
- обеспечить формирование ведомственных перечней услуг и работ, формирование муниципальных заданий с 2016 года в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями услуг и работ;
- продолжить работу по формированию, рассмотрению и утверждению документов стратегического планирования края, включая бюджетный прогноз и прогноз социально-экономического развития муниципальных образований на долгосрочный период;
- повысить эффективность использования муниципальной собственности с введением персональной ответственности руководителей за надлежащее использование имеющихся активов;
- усилить контроль за целевым, эффективным и экономным расходованием бюджетных средств, за использованием средств, выделяемых в рамках реализации муниципальных программ.
5. Счетной палате края:
- осуществлять контроль над эффективностью государственных программ Красноярского края;
- продолжить мониторинг и информационно-методическое сопровождение деятельности органов внешнего финансового контроля муниципальных образований;
- организовать информационно-методическое обеспечение деятельности контрольных органов муниципальных образований края с целью внедрения единых подходов и стандартов контрольно-аналитической деятельности;
- при осуществлении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий руководствоваться стандартами внешнего финансового контроля.
------------------------------------------------------------------