Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.06.2015 по делу N А33-4569/2015 <В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления органа местного самоуправления в части включения дома в перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали или не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта, отказано, поскольку юридически значимые действия в связи с реализацией решения собственников о способе формирования фонда капитального ремонта, в том числе открытие специального счета, не были совершены в установленный срок, а уведомление ответчику о выбранном способе представлено без соответствующих доказательств>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. по делу № А33-4569/2015

Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 25 июня 2015 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по товарищества собственников жилья "Орленок" (ИНН 2465037060, ОГРН 1022402479604)
к Администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758);
к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582)
о признании незаконным Постановления Администрации города Красноярска № 812 от 28.11.2014 в части многоквартирного жилого дома № 10 по ул. Сергея Лазо г. Красноярска о включении в перечень домов с формированием фонда капитального ремонта на счете регионального оператора;
об обязании Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края исключить многоквартирный жилой дом № 10 по ул. Сергея Лазо г. Красноярска из реестра сведений о порядке формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и включить в реестр домов формирующий фонд капитального ремонта на специальном счете в соответствии с решением собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Администрация Советского района г. Красноярска;
- Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов,
при участии:
от Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края: Карсунцевой Н.А. на основании доверенности от 25.12.2014 № 117;
от Администрации города Красноярска: Прохоренко Н.С. на основании доверенности от 22.12.2014 № 01-8723,
от Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов: Фаткулина К.С. на основании доверенности от 13.03.2015.
при ведении протокола, аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Родичевым Д.М.,

установил:

Товарищество собственников жилья "Орленок" (далее - заявитель, ТСЖ "Орленок") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска (далее - Администрация), Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) о признании незаконным Постановления Администрации города Красноярска № 812 от 28.11.2014 в части многоквартирного жилого дома № 10 по ул. Сергея Лазо г. Красноярска о включении в перечень домов с формированием фонда капитального ремонта на счете регионального оператора; об обязании Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края исключить многоквартирный жилой дом № 10 по ул. Сергея Лазо г. Красноярска из реестра сведений о порядке формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и включить в реестр домов формирующий фонд капитального ремонта на специальном счете в соответствии с решением собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Заявление принято к производству суда. Определением от 15.04.2015 возбуждено производство по делу.
Заявитель, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил.
Представители ответчиков заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах на заявление.
Представитель Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов поддержал позицию ответчиков.
Представитель Администрации Советского района г. Красноярска в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело по существу в отсутствие заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
26.04.2014 ТСЖ "Орленок" проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома № 10 по ул. Сергея Лазо г. Красноярске, на котором было принято решение о перечислении взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.
В связи с тем, что заявителем в установленный Жилищным кодексом РФ срок специальный счет в кредитной организации не был открыт, следовательно, выбранный общим собранием собственников способ формирования фонда капитального ремонта не был реализован, Администрацией 28.11.2014 вынесено Постановление № 812 "О внесении изменений в Постановление администрации города от 21.08.2014 № 522", в соответствии с которым, в том числе, многоквартирный дом по ул. С. Лазо, д. 10 в г. Красноярске включен в перечень домов, собственники выбранный ими способ формирования фонда капитального ремонта не был реализован.
Считая указанное Постановление Администрации незаконным, ТСЖ "Орленок" обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
12.12.2014 от ТСЖ "Орленок" (вх. № 17827) в Службу поступило уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта с приложением: копии общего собрания собственников помещений в многоквартирного доме по ул. С. Лазо, д. 10 в г. Красноярске о выборе в качестве способа формирования фонда капитального ремонта - формирование его на специальном счете и справки банка об открытии специального счета.
В связи с тем, что указанное уведомление о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете с приложением документов представлено заявителем в Службу позднее срока, предусмотренного частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом условий части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, уведомление ТСЖ "Орленок" не было включено Службой в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Заявитель, считая указанные выше действия Службы противоречащими требованиям нормативных актов и нарушающими его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованием об обязании Службы исключить многоквартирный жилой дом № 10 по ул. Сергея Лазо г. Красноярске из реестра сведений о порядке формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и включить в реестр домов формирующий фонд капитального ремонта на специальном счете в соответствии с решением собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ также предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" порядок организации проведения капитального ремонта изменен. Обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен Главами 16 - 17 ЖК РФ.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.
При этом в силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Согласно части 7 названной статьи в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Статьей 4 Закона Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" определен следующий порядок реализации принятого собственниками решения о формировании фонда капитального ремонта:
- решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение;
- о принятом решении об определении способа формирования фонда капитального ремонта, а также о направлении в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания собственников, указанного в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, собственники помещений уведомляют органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находится соответствующий многоквартирный дом. Не позднее чем за один месяц до окончания срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее;
- в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный пунктом 1 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора;
- указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края.
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru).
Пунктом 3 Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п, предусмотрено, что Постановление вступает в силу с 01 января 2014 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.
Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" опубликовано 10.02.2014, следовательно, постановление начало действовать с 21.02.2014 (т.е. по истечении 10 дней с момента публикации акта), как предусмотрено пунктом 3 Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 21.08.2014 (т.е. по истечении шести месяцев после опубликования Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п).
Как следует из материалов дела, решение общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта проведено 26.04.2014, специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта в АКБ "РОСБАНК" открыт 18.11.2014, а уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта представлено в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края 12.12.2014. При этом к заявлению не были приложены решение общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта от 26.04.2014 и уведомление банка об открытии специального счета.
Следовательно, собственники помещений многоквартирного дома № 10 по ул. Сергея Лазо г. Красноярске избрали способ формирования фонда капитального ремонта, определили владельца специального счета и поручили председателю правления ТСЖ выполнить все юридически значимые действия в связи с принятым решением.
Однако, указанные действия не были совершены в регламентированный срок (до 21.08.2014): специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта в АКБ "РОСБАНК" открыт 18.11.2014, а уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта представлено в Службу 12.12.2014 без соответствующих доказательств.
Таким образом, у Службы имелись правовые основания для направления сведений в орган местного самоуправления о многоквартирном доме дома № 10 по ул. Сергея Лазо г. Красноярске, собственники помещений в котором формируют фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора, в соответствии с порядком, предусмотренным ЖК РФ и Законом Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края".
Заявитель ссылается на то, что администрацией Советского района г. Красноярска не были уведомлены Администрация г. Красноярска и Региональный оператор о выбранном собственниками дома № 10 по ул. С. Лазо способе формирования фонда капитального ремонта, ТСЖ "Орленок" с этой целью в адрес Администрации Советского района г. Красноярска 11.08.2014 направлялся протокол № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Красноярск, ул. С. Лазо, 10 о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта.
Данный довод отклоняется судом.
Заявителем не представлено суду доказательств направления (представления) в Службу протокола общего собрания собственников о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта и сведений об открытии специального счета в банке.
Таким образом, в связи с изложенным Службой была направлена информация в орган местного самоуправления о многоквартирных домах, собственники жилых помещений которых формируют фонды капитального ремонта на специальных счетах и счетах регионального оператора.
Администрацией, в свою очередь, было принято соответствующее Постановление о включении многоквартирный дом по ул. С. Лазо, д. 10 в г. Красноярске, в перечень домов, собственниками которых выбранный ими способ формирования фонда капитального ремонта не был реализован.
Суд считает, что заявителем не доказано нарушение оспариваемым Постановлением Администрации действующего законодательства и прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Приведенные заявителем доводы не подтверждают данные обстоятельства.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении требований товарищества собственников жилья "Орленок" отказать.
Проверено на соответствие Жилищному кодексу Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.А.РАЗДОБРЕЕВА


------------------------------------------------------------------