Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 15.10.2015 N 9-3734П "О Резолюции публичных слушаний по вопросу "Об исполнении Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в Красноярском крае"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2015 г. № 9-3734П

О РЕЗОЛЮЦИИ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ "ОБ ИСПОЛНЕНИИ
УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАЯ 2012 ГОДА
В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ"

В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу "Об исполнении Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в Красноярском крае", проведенных 8 сентября 2015 года, Законодательное Собрание края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Резолюцию публичных слушаний по вопросу "Об исполнении Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в Красноярском крае".
2. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитеты Законодательного Собрания края по здравоохранению и социальной политике (Ю.М. Данильченко), по образованию, культуре и спорту (Л.В. Магомедова), по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества (А.М. Клешко).

Председатель
Законодательного Собрания края
А.В.УСС





Утверждена
Постановлением
Законодательного Собрания края
от 15 октября 2015 г. № 9-3734П

РЕЗОЛЮЦИЯ
ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ "ОБ ИСПОЛНЕНИИ УКАЗОВ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАЯ 2012 ГОДА
В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ"

Заслушав и обсудив информацию руководителей органов исполнительной власти края об исполнении Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", участники публичных слушаний отмечают, что ежегодно около 25 процентов всех расходов краевого бюджета (без учета федеральных средств) направляется на реализацию президентских Указов.
В 2013 - 2014 годах объем средств на эти цели составил 72 млрд. рублей. Из федерального бюджета было дополнительно выделено 12,1 млрд. рублей.
В действующем бюджете 2015 - 2017 годов предусмотрено 123,5 млрд. рублей на три года, и 16,2 млрд. рублей дополнительно предоставляется из федерального бюджета. Значительные объемы средств предусматриваются в местных бюджетах - около 3 млрд. рублей ежегодно.
Большое внимание уделяется вопросам увеличения заработной платы работников бюджетной сферы, повышения их общественного статуса. Сегодня в крае функционирует более четырех тысяч учреждений, в том числе около 800 краевых и 3500 муниципальных. Повышение зарплаты в соответствии с Указами охватывает более 127 тысяч работников бюджетной сферы края, что составляет около половины от общей численности работников краевых и муниципальных учреждений. В результате исполнения Указов средняя заработная плата педагогических работников школ (с учетом территорий Крайнего Севера) увеличилась с 17,4 тыс. рублей в 2011 году до 35,6 тыс. рублей в 2014 году, то есть более чем в два раза. Средняя заработная плата преподавателей и мастеров в профобразовании по краю выросла с 23,0 тыс. рублей в 2012 году до 30,3 тыс. рублей в 2014 году, то есть более чем на 30 процентов; врачей - с 36,0 тыс. рублей до 50,6 тыс. рублей - более чем на 40 процентов; среднего медицинского персонала - с 20,6 тыс. рублей до 27,2 тыс. рублей - более чем на 30 процентов; педагогических работников детских садов - с 15,4 тыс. рублей до 28,4 тыс. рублей, то есть более чем в 1,8 раза; педагогических работников учреждений дополнительного образования детей - с 22,6 тыс. рублей до 33,5 тыс. рублей, то есть более чем на 40 процентов; младшего медицинского персонала - с 13,2 тыс. рублей до 16,8 тыс. рублей (27 процентов); педагогических работников, оказывающих услуги детям-сиротам, - с 17,0 тыс. рублей до 29,2 тыс. рублей (70 процентов); работников учреждений культуры - с 11,5 тыс. рублей в 2012 году до 19,6 тыс. рублей в 2014 году, то есть на 70 процентов; социальных работников - с 8,3 тыс. рублей в 2012 году до 17,5 тыс. рублей в 2014 году, то есть более чем в два раза.
В целом на реализацию Указов по увеличению заработной платы в 2013 - 2014 годах было направлено 18,2 млрд. рублей.
В то же время участники слушаний констатируют, что, несмотря на номинальный рост, реальные доходы работников бюджетной сферы в 2015 году снизились на семь процентов. Удорожание потребительской корзины не позволяет говорить о том, что качественно улучшилось качество жизни граждан. В этой связи остро встает вопрос о необходимости индексации зарплаты. Кроме того, вызывает озабоченность, что в ряде учреждений отсутствуют четкие и понятные каждому работнику критерии для начисления стимулирующих выплат, в большинстве случаев их назначение носит формальный, а иногда и закрытый характер. Возникают диспропорции в оплате труда в зависимости от укомплектованности кадрами - в учреждениях, где персонал подобран полностью, зарплата ниже, так как сотрудники не имеют возможности брать больше одной ставки и зачастую ищут работу в иных учреждениях. Не всегда обеспечивается дифференциация оплаты труда основного и вспомогательного персонала. Не способствует четкой регламентации и, как следствие, оценке оплаты труда отсутствие на федеральном уровне профессиональных стандартов и отраслевых нормативов (например, в сфере культуры, за исключением музейного дела). Отсутствует нормативное регулирование порядка проведения аттестации работников учреждений культуры. Тема совершенствования системы оплаты труда с учетом качества и достигнутых результатов нуждается в постоянном внимании и контроле.
За последние годы в регионе в соответствии с Указами Президента Российской Федерации и государственными программами была проведена масштабная модернизация системы здравоохранения. Общая стоимость программы модернизации составила 15 млрд. рублей. Закуплено почти шесть тысяч единиц медицинского оборудования на сумму 4,9 млрд. рублей, 288 единиц автотранспорта для медицинских учреждений на сумму 240,6 млн. рублей, проведено капитальных ремонтов на сумму 2,3 млрд. рублей в 133 учреждениях здравоохранения. За последние семь лет в крае отмечается устойчивая положительная динамика основных медико-демографических процессов: увеличения рождаемости и снижения смертности. Показатель смертности в крае ниже, чем в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе. По итогам 2014 года рождаемость составила 14,4 случая на тысячу населения, смертность - 12,7 случая на тысячу населения. Смертность от болезней системы кровообращения за 2014 год составила 546 случаев на 100 тысяч населения (в 2013 г. - 610). Меньше людей умерли от различных новообразований, от туберкулеза. Младенческая смертность снизилась и составила за 2014 год 8,3 случая на тысячу родившихся живыми. Смертность от дорожно-транспортных происшествий в прошлом году сократилась почти на 14 процентов. Большое внимание уделяется кадровой политике в здравоохранении. Край предоставляет единовременные компенсационные выплаты врачам, прибывшим на село (250 человек с 2012 по 2014 год), ведется целевая подготовка медиков, осуществляется переподготовка кадров по программам повышения квалификации, произошел переход на эффективные трудовые договоры. Тем не менее кадровое обеспечение отрасли является важнейшей проблемой системы здравоохранения края, требуются более действенные и масштабные меры.
Участники слушаний с тревогой отметили, что по состоянию на начало 2015 года смертность в крае повысилась на три процента. Прирост произошел в таких категориях, как заболевания органов дыхания, пищеварения, кровообращения, из-за новообразований, а также по внешним причинам. При этом учреждения здравоохранения работали в прежнем режиме. Анализ показал, что рост смертности в начале года наблюдался среди больных, страдающих хроническими заболеваниями. Одной из причин такого положения дел явилось отсутствие возможности покупать дорогостоящие лекарства. Также отмечались необходимость соблюдения порядков оказания медицинской помощи, утвержденных министерством здравоохранения края, недопущения сокращения объемов высокотехнологичной и специализированной помощи, важность расширения спектра эффективных медицинских технологий в головных лечебных учреждениях и тиражирования элементов высокотехнологичной медицинской помощи на уровень межрайонных центров.
Тысячи жителей края с большим вниманием следят за ходом реализации поставленных Президентом страны задач по обеспечению доступности дошкольного образования. Услугами дошкольного образования в крае охвачено 115088 детей в возрасте от трех до семи лет (91,3 процента). По состоянию на 1 сентября 2015 года в крае функционируют 1024 дошкольных образовательных организации.
Для достижения цели по сокращению очередности в детские сады не только были построены новые дошкольные учреждения, но и расширились имеющиеся площади, была проведена работа по возвращению части помещений в муниципальную собственность. За период с 2007 по 2014 год в системе дошкольного образования края было создано около 42 тысяч дополнительных мест. Двадцать четыре муниципалитета на сегодняшний день решили задачу ликвидации очередности детей в возрасте от трех до семи лет. В то же время по состоянию на 7 сентября 2015 года на учете для определения в детское образовательное учреждение состоит 11058 детей данного возраста. Особенно остро эта проблема стоит в городе Красноярске, Березовском, Курагинском, Емельяновском районах.
В ходе обсуждения было обращено внимание на то, что при нехватке мест многие детские сады не посещаются детьми. В результате фактическая наполняемость дошкольных учреждений меньше, чем должна быть. Причины, по которым родители не водят детей в детские сады, не всегда кроются в том, что дети болеют. В настоящее время нет ответственности родителей за ненадлежащее использование предоставленной возможности пользоваться услугами дошкольного образования.
Также были затронуты вопросы лицензирования частных детских садов, социальной поддержки воспитателей, работающих в них, и необходимости предоставления жилья таким специалистам на льготных условиях. Отмечено, что механизм электронной очереди в детские сады недостаточно прозрачен. Напряженность в обществе вызывает наличие так называемых льготников, прежде всего среди представителей профессий с высоким уровнем оплаты труда. Нормативное регулирование процессов устройства детей в детские образовательные учреждения таково, что месяцами не заполняются свободные места.
Кроме того, обращено внимание на то, что уже сегодня важно предусмотреть дополнительные мощности школьных учреждений.
В результате состоявшегося обсуждения участники публичных слушаний рекомендуют:
1) Правительству края:
принять меры по обеспечению нормативного регулирования порядка проведения аттестации работников в учреждениях бюджетной сферы;
инициировать в федеральных органах исполнительной власти разработку профессиональных стандартов и нормативов труда в сфере культуры;
продолжить реализацию мероприятий в целях достижения к 2018 году следующих показателей основных медико-демографических процессов:
- увеличение средней продолжительности жизни до 74 лет;
- снижение общей смертности населения до 11,8 случая на 100 тыс. человек;
- снижение смертности от новообразований до 192,8 случая на 100 тыс. человек;
- снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. человек;
- снижение младенческой смертности до 7,5 случая на тысячу родившихся живыми;
не допускать кредиторской задолженности в сфере здравоохранения;
не допускать сокращения объемов высокотехнологичной и специализированной помощи;
принять меры по привлечению федерального финансирования в региональные клиники;
предусмотреть расширение спектра эффективных медицинских технологий в головных лечебных учреждениях и оказание различных видов высокотехнологичной медицинской помощи в межрайонных центрах;
рассмотреть возможность и принять необходимые меры по внедрению на территории края передвижных фельдшерско-акушерских пунктов, оснащенных специализированным оборудованием;
обеспечить пересмотр существующих тарифов общего медицинского страхования для клиник края на основании новых, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации;
2) Правительству края и органам местного самоуправления:
продолжить реализацию задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, по обеспечению повышения размеров оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы края с учетом подходов и решений, принимаемых на федеральном уровне, а также исходя из возможностей бюджета края;
осуществлять ежегодную индексацию заработной платы в целях недопущения снижения жизненного уровня работников в результате инфляции;
проанализировать имеющиеся показатели назначения стимулирующих выплат в бюджетной сфере и выработать понятные для работников, четкие и конкретные критерии, влияющие на результативность труда и стимулирующие выплаты;
принять меры по недопущению формального подхода при назначении стимулирующих выплат;
обеспечить жесткий контроль за соблюдением порядков оказания медицинской помощи, утвержденных министерством здравоохранения края;
обеспечить достижение стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет к 2016 году;
проанализировать существующий механизм электронной очереди в дошкольные образовательные учреждения и обеспечить его прозрачность и понятность для населения;
3) предложить депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации от Красноярского края:
инициировать в федеральных органах исполнительной власти:
- разработку профессиональных стандартов и нормативов труда в сфере культуры;
- утверждение норм, по которым введение новых стандартов для образовательных, медицинских учреждений осуществляется только для вновь вводимых учреждений;
отменить существующие льготы работников федеральных органов по предоставлению мест в дошкольных образовательных учреждениях;
предусмотреть ответственность родителей за непосещение детьми дошкольных образовательных учреждений без уважительных причин.


------------------------------------------------------------------