Решение Арбитражного суда Красноярского края от 03.07.2015 по делу N А33-2575/2015 <Заявление о признании недействительным постановления органа местного самоуправления в части включения дома в перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, удовлетворено, так как собственники помещений в спорном доме приняли и реализовали решение о способе формирования фонда капитального ремонта в установленные сроки, о чем ответчик на момент принятия оспариваемого акта был извещен>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июля 2015 г. по делу № А33-2575/2015

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 03 июля 2015 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья "Академическое" (ИНН 2463078833, ОГРН 1062400022079)
к Администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758)
о признании недействительным Постановления № 812 от 28.11.2014 в части включения в перечень (приложение к Постановлению) дома по адресу: Красноярск, ул. Академгородок, дом 18д (п. 851 перечня),
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Волосатова Г.В. на основании доверенности от 24.08.2012;
от третьего лица: Карсунцевой Н.А. на основании доверенности от 25.12.2014 № 117,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тетериной К.В.,

установил:

Товарищество собственников жилья "Академическое" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска о признании недействительным Постановления № 812 от 28.11.2014 в части включения в перечень (приложение к Постановлению) дома по адресу: Красноярск, ул. Академгородок, дом 18д (п. 851 перечня).
Определением от 01.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель третьего лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечил.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Товарищество собственников жилья "Академическое" осуществляет управление общим имуществом жилого дома № 18д, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Академгородок.
В 2014 году собственниками помещений в многоквартирном доме № 18д, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Академгородок, проведено повторное заочное общее собрание собственников, в том числе, по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно решению общего собрания от 01.06.2014 собственники помещений определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по ул. Академгородок, 18д: на специальном счете товарищества собственников жилья; владельцем специального счета является товарищество собственников жилья "Академическое"; выбран банк для открытия специального счета - ОАО "Банк ВТБ".
10.06.2014 товарищество собственников жилья "Академическое" уведомило администрацию г. Красноярска о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете с приложением протокола общего собрания от 01.06.2014.
31.07.2014 между ТСЖ "Академическое" и ОАО "Банк ВТБ" заключен договор специального банковского счета для формирования и использования фонда капитального ремонта многоквартирного дома.
31.10.2014 ТСЖ "Академическое" уведомило Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о принятом решении о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, направило копию протокола общего собрания собственников помещений, копию справки об открытии специального счета.
05.11.2014 ТСЖ "Академическое" уведомило администрацию г. Красноярска о принятом решении о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, направило копию протокола общего собрания собственников помещений, копию справки об открытии специального счета (исх. № 46 от 30.10.2014).
02.11.2014 ТСЖ "Академическое" уведомило Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Красноярского края о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, направило копию протокола общего собрания собственников помещений, копию справки об открытии специального счета.
10.11.2014 Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края отказала ТСЖ "Академическое" во включении в реестр уведомлений собственников многоквартирных домов о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края письмом от 29.10.2014 № 14-12648 "О специальных счетах" сообщила заместителю главы города Красноярска - руководителю департамента городского хозяйства администрации города Красноярска о завершении работы по формированию реестра уведомлений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальных счетах, а также направила актуализированный реестр многоквартирных домов, собственники которых приняли и реализовали решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 № 812, опубликованным в газете "Городские новости" от 10.12.2014 № 190, в Постановление от 21.08.2014 № 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" внесены изменения, согласно которым в реестр регионального фонда капитального ремонта внесен многоквартирный дом № 18д, по адресу г. Красноярск, Академгородок.
Товарищество собственников жилья "Академический", полагая, что действия администрации города Красноярска по включению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Академгородок, д. 18д, в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых по состоянию на 11.08.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, противоречат требованиям нормативных актов и нарушает его права, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд полагает, что оспариваемый в части акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Ответчик полагает, что оспариваемый акт является нормативным правовым актом, в связи с чем, данный спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Суд не соглашается с доводом ответчика.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная на основе статей 15 (части 1 и 3), 90, 105 - 108 и 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации, в силу которой нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (Постановление от 17.11.1997 № 17-П) согласуется с доктринальным пониманием нормативного правового акта.
Признание акта нормативным связывается Конституционным Судом Российской Федерации с наличием у такого акта нормативных свойств, а именно: оказывает ли он общерегулирующее воздействие на общественные отношения, содержатся ли в нем предписания о правах и обязанностях персонально не определенного круга лиц участников соответствующих правоотношений, рассчитан ли он на многократное применение (Постановление от 31.03.2015 № 6-П).
Поскольку Постановление администрации города о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, или выбранный ими способ не был реализован, не обладают признаками, характерными для нормативного акта (в частности, круг лиц, на которых распространяют свое действие положения такого акта, ограничен), то оспариваемое Постановление от 28.11.2014 № 812 является ненормативным актом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" порядок организации проведения капитального ремонта полностью изменен. Обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех (в настоящее время - восьми) календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Главы 16 - 17 ЖК РФ определяют круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.
При этом в силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Согласно части 7 названной статьи в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края.
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru).
Пунктом 3 Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п, предусмотрено, что Постановление вступает в силу с 01 января 2014 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.
Статьей 4 Закона Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" определен следующий порядок реализации принятого собственниками решения о формировании фонда капитального ремонта:
- решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение;
- о принятом решении об определении способа формирования фонда капитального ремонта, а также о направлении в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания собственников, указанного в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, собственники помещений уведомляют органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находится соответствующий многоквартирный дом. Не позднее чем за один месяц до окончания срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее;
- в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный пунктом 1 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора;
- указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" опубликовано 10.02.2014.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 10.08.2014 (т.е. по истечении шести месяцев после опубликования Постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п).
Как следует из материалов дела, решение общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта проведено 01.06.2014, специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта в ОАО "Банк ВТБ" открыт 31.07.2014.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственники помещений приняли и реализовали решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта в установленный срок - до 10.08.2014.
Собственники помещений многоквартирного дома № 18д по ул. Академгородок направили уведомление в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края об открытии специального счета с нарушением установленного срока, вместе с тем суд считает, что в данном случае предоставление уведомления об открытии специального счета 29.10.2014 не является основанием для включения ответчиком указанного жилого дома в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта.
Собственники помещений в спорном доме в установленные сроки избрали способ формирования фонда капитального ремонта, определили владельца специального счета и поручили председателю правления ТСЖ выполнить все юридически значимые действия в связи с принятым решением.
Согласно решению общего собрания 01.06.2014 собственники помещений определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по ул. Академгородок, д. 18д: на специальном счете товарищества собственников жилья; владельцем специального счета является товарищество собственников жилья "Академическое"; в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет - ОАО "Банк ВТБ". О принятом решении администрация г. Красноярска уведомлена 26.06.2014 (вручено уведомление от 10.06.2014).
Судом установлено, что товарищество собственников жилья "Академическое" обратилось в кредитное учреждение (ОАО "Банк ВТБ") с заявлением об открытии специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта, дата открытия счета - 31.07.2014.
Об открытии специального счета ТСЖ "Академическое" уведомило администрацию г. Красноярска 05.11.2014, повторно приложив также протокол о принятом решении о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (исх. № 46 от 30.10.2014).
Следует отметить, что Закон Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" требует совершить предусмотренные положениями ЖК РФ мероприятия по реализации предоставленного собственникам помещений домов права в шестимесячный срок, однако норма, которая обязывает вручить органу государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта в этот же срок, отсутствует.
Несмотря на то, что собственники помещений многоквартирного дома реализовали порядок формирования фонда капитального ремонта, Постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 № 812 в Постановление от 21.08.2014 № 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" внесены изменения, согласно которым в реестр регионального фонда капитального ремонта внесен многоквартирный дом № 18д, по адресу г. Красноярск, ул. Академгородок.
Учитывая, что на момент вынесения Постановления от 28.11.2014 № 812 администрация г. Красноярска была извещена о принятии и реализации собственниками помещений решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, включение жилого дома в реестр регионального фонда капитального ремонта нарушило право собственников на реализацию принятого решения о формировании фонда капитального ремонта.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом результата рассмотрения настоящего дела, судебные расходы подлежат взысканию с администрации г. Красноярска в пользу товарищества собственников жилья "Академическое" в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление Товарищества собственников жилья "Академическое" удовлетворить.
Признать недействительным Постановление администрации города Красноярска от 28.11.2014 № 812 "О внесении изменений в постановление администрации города от 21.08.2014 № 522" в части включения в перечень дома № 18д по ул. Академгородок в г. Красноярске (пункт 851 приложения).
Проверено на соответствие Жилищному кодексу Российской Федерации.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с администрации города Красноярска в пользу Товарищества собственников жилья "Академическое" 3 000 рублей судебных расходов.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.В.БОЛУЖ


------------------------------------------------------------------