Решение Арбитражного суда Красноярского края от 12.02.2015 по делу N А33-6725/2014 <Заявление о признании незаконным бездействия надзорного органа в сфере природопользования и недействительным распоряжения краевого правительства в части отказа в утверждении объема корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворено в части, так как действующее законодательство не запрещает определение корректировки платы при наличии ожидаемого, а не реального экологического эффекта, а отказ в утверждении объема корректировки платы для заявителя, обусловленный незаконным бездействием ответчика, ущемляет права природопользователя>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. по делу № А33-6725/2014

Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" (ИНН 8401005730, ОГРН 1028400000298)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю (ИНН 2466027450, ОГРН 1022402657166)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в неопределении для ОАО "ГМК "Норильский никель" объема корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды в размере 1 124 123 234 рублей,
о признании незаконным бездействия, выразившегося в неоформлении корректировки размеров платежей ОАО "ГМК "Норильский никель" с учетом освоения им средств на выполнение природоохранных мероприятий за 2013 год в размере 1 124 123 234 рублей,
к Правительству Красноярского края
о признании недействительным Распоряжения Правительства Красноярского края от 16.01.2014 № 15-р в части отказа в утверждении фактических размеров корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий в 2013 года для ОАО "ГМК "Норильский никель" в размере 1 124 123 234 рублей,
с привлечением третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Берназ Л.П. на основании доверенности № ГМК-115/158-нт от 25.12.2014,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Красноярскому краю: Борисовой Л.М. на основании доверенности 01-2/20-3664 от 06.06.2014; Будько О.А. на основании доверенности от 18.07.2014 № 01-2/20-4725;
от Правительства Красноярского края: Куренева Д.С. на основании доверенности от 15.01.2015 № 3-0174,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств системы аудиозаписи секретарем судебного заседания Чурсиной А.А.,

установил:

открытое акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, выразившегося в неопределении и неоформлении для ОАО "ГМК "Норильский никель" объема корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в размере 1 124 123 234 рублей, к Правительству Красноярского края о признании недействительным Распоряжения от 16.01.2014 № 15-р в части отказа в утверждении для ОАО "ГМК "Норильский никель" объема корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в размере 1 124 123 234 рублей.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении, дополнениях к заявлению.
Представители ответчиков заявленные требования не признали, сослались на доводы, изложенные в отзывах на заявление, дополнениях к отзывам.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явилось, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанного лица по представленным в материалы дела доказательствам.
Заявление рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" (далее - ОАО "ГМК "Норильский никель") является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 11.09.2012 № 711-р для ОАО "ГМК "Норильский никель" утверждены плановые размеры корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий в 2013 году в размере 1 222 673 744 рублей.
20.02.2013 между Министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (далее - Министерство) и ОАО "ГМК "Норильский никель" заключен договор № 3 о корректировке размеров платы с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий в 2013 году, который предусматривал выполнение компанией в 2013 году природоохранных мероприятий, указанных в приложении № 1 к договору, расходы на выполнение которых согласованы в счет корректировки размеров платы за 2013 год и по каждому кварталу 2013 года.
ОАО "ГМК "Норильский никель" письмом от 07.11.2013 № ЗФ/1178 "О выдаче заключения об экологическом эффекте" обратилось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю (далее - Управление) с просьбой выдать заключение по представленным материалам, подтверждающим достигнутый (ожидаемый) экологический эффект, по утвержденным для корректировки мероприятиям. К письму прилагался план природоохранных мероприятия на 2013 год, перечень природоохранных мероприятий, выполняемых в счет корректировки, пояснительная записка о достигнутом экологическом эффекте, презентационные материалы.
Письмом от 12.11.2013 № 01/2/22-7570 Управление сообщило ОАО "ГМК "Норильский никель" о том, что в Управлении организована работа по рассмотрению вопросов, связанных с корректировкой платы за негативное воздействие на окружающую среду. В случае представления в Министерство в срок до 10 декабря 2013 года документов, подтверждающих выполнение природоохранных мероприятий, копии указанных документов Управление просило представить в их адрес. Одновременно с копиями указанных документов Управление также просило представить документы о фактическом достижении экологического эффекта от выполненных в 2013 году природоохранных мероприятий.
Управление письмом от 22.11.2013 № 01-2/22-7860 "О ликвидации комиссии по подготовке предложений о корректировке платы" в ответ на обращение ОАО "ГМК "Норильский никель" от 07.11.2013 № ЗФ/1178 "О выдаче заключения об экологическом эффекте" сообщило, что в 2013 году оно прекращает рассмотрение заявлений природопользователей о выдаче им справок по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставлением им отзывов о плане природоохранных мероприятий, справок по согласованию размеров платы, справок о достижении (ожидании) экологического эффекта. Ранее направленное письмо от 12.11.2013 № 01/2/22-7570 Управление просило считать недействительным.
Как указано в письме, данное решение обусловлено сложившейся арбитражной практикой по взысканию задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду с природопользователей, выполняющих природоохранные мероприятия, при которой судами практически не учитываются результаты деятельности комиссии, созданной в Управлении, по осуществлению полномочий, связанных с корректировкой платежей. В этой связи в силу нецелесообразности дальнейшего функционирования комиссии принято решение о прекращении ее деятельности.
ОАО "ГМК "Норильский никель" письмом от 29.11.2013 № ЗФ/1323 представило Министерству отчет об освоении средств (фактических расходах) на выполнение перечня природоохранных мероприятий за 2013 год, затраты на реализацию которых относятся в счет корректировки размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Второй экземпляр данного отчета направлен в адрес Управления письмом от 29.11.2013 № ЗФ/1322.
В ответ на письмо от 29.11.2013 № ЗФ/1322 Управление сообщило, что данное обращение в соответствии с пунктом 8.14 Административного регламента, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 № 191, направлено для рассмотрения в центральный аппарат Росприроднадзора. Ответ по существу поставленного вопроса будет получен дополнительно, после рассмотрения представленных документов в центральном аппарате Росприроднадзора.
В письме от 13.02.2014 № 01-2/22-762 Управление сообщило ОАО "ГМК "Норильский никель", что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, рассмотрев информацию об отчете предприятия, в письме от 24.01.2014 № ВК-01-05-31/921 указала следующее: поскольку полномочия Росприроднадзора в действующем законодательстве указаны только как администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду, территориальные органы Росприроднадзора не осуществляют проведение корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Обращение невозможно рассмотреть по существу в связи с отсутствием полномочий.
Письмом от 31.12.2013 № 01-2/18-8973, направленным в адрес Правительства Красноярского края, Управление сообщило, что не удовлетворено позицией государственных органов Красноярского края, необоснованно предоставляющих льготы крупным организациям-природопользователям, выполняющим природоохранные мероприятия, без доказательств получения (достижения) экологического эффекта. Управление также указало, что в отчетах природопользователей за 2013 год, в частности ОАО "ГМК "Норильский никель", отсутствуют документы о реальном достижении экологического эффекта в результате выполненных мероприятий. По некоторым мероприятиям в сфере охраны атмосферного воздуха, содержащимся в Перечне природоохранных мероприятий ОАО "ГМК "Норильский никель", указано, что экологический эффект может быть достигнут в 2017 - 2018 годах и позднее, в то время как получение экологического эффекта является основным критерием для отнесения мероприятий к природоохранным, в отношении которых может быть принято решение о корректировке платы за негативное воздействие на окружающую среду. В отсутствие показателей реального достижения экологического эффекта в 2013 году Управление считает незаконным принятие решение о возможности корректировки платы.
Министерство письмом от 09.01.2014 № МПР/2-01979 сообщило Управлению дату заседания комиссии Правительства Красноярского края по подготовке предложений о корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду. В ответ Управление сообщило, что ранее обращалось с предложением об исключении из состава комиссии представителей Управления, в связи с чем считает нецелесообразным участие в заседании комиссии 15.01.2014 (письмо от 14.01.2014 № 01-2/18-123).
Правительство Красноярского края, рассмотрев предложение комиссии Правительства Красноярского края по подготовке предложений о корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения природопользователями средств на выполнение природоохранных мероприятий, издало Распоряжение от 16.01.2014 № 15-р.
Данным Распоряжением отказано в утверждении фактических размеров корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения природопользователями средств на выполнение природоохранных мероприятий в 2013 году для ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" в сумме 1 124 123 234 руб., принимая во внимание, что объем корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды для общества в 2013 году Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю не определен, а также то, что к отчету об освоении средств (фактических расходах) на выполнение утвержденного Правительством Красноярского края перечня природоохранных мероприятий природопользователями не представлены материалы, подтверждающие достигнутый (ожидаемый) экологический эффект по утвержденным для корректировки мероприятиям с положительным отзывом контролирующих органов.
ОАО "ГМК "Норильский никель", считая незаконными бездействия Управления, выразившиеся в неопределении и неоформлении для ОАО "ГМК "Норильский никель" объема корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в размере 1 124 123 234 рублей, а также Распоряжение Правительства Красноярского края от 16.01.2014 № 15-р в части отказа в утверждении для ОАО "ГМК "Норильский никель" объема корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в размере 1 124 123 234 рублей, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2).
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Из положений статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" следует, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Статьей 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к законодательству в области охраны окружающей среды отнесены основанные на Конституции Российской Федерации настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Анализ Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 06.10.1999 № 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" позволяет сделать вывод о том, что вопросы взимания экологических платежей, их корректировка относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений федерального законодательства Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Подпунктом "а" пункта 4 данного Постановления установлено, что органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации устанавливают дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды на основании утвержденных в соответствии с пунктом 2 данного Постановления базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.
Таким образом, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации возложена обязанность по осуществлению корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий.
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации предписано разработать по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации и утвердить инструктивно-методические документы по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и перечень природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в счет платежей.
Соответствующие Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (далее - Инструктивно-методические указания) утверждены Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, с предшествующим согласованием Министерства финансов Российской Федерации (25.01.1993), Министерства экономики Российской Федерации (20.01.1993).
Пунктом 6.1 Инструктивно-методических указаний установлено, что корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с законодательством осуществляют органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
В пункте 6.2 указано, что территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономных образованиях организуют работу по корректировке размеров платежей конкретных природопользователей с учетом освоения ими в отчетном периоде средств на выполнение природоохранных мероприятий.
Пунктом 6.3 Инструктивно-методических указаний закреплено, что предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Пунктом 6.12 Инструктивно-методических указаний установлено, что объем корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды конкретного природопользователя определяется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и в соответствии с законодательством утверждается исполнительными органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований или, в случае передачи этих функций, территориальными органами Минприроды России. Величина корректировки уточняется после окончания планового периода (год, квартал) как в сторону снижения, так и в сторону увеличения в зависимости от фактического освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий.
Согласно пункту 6.13 Инструктивно-методических указаний оформление корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Таким образом, в силу приведенных положений установлена, в частности, следующая последовательность действий при решении вопроса о корректировке платы:
- объем корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды конкретного природопользователя определяется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации;
- объем корректировки утверждается исполнительными органами власти субъекта Российской Федерации;
- оформление корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Приведенный порядок принятия решений о корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду конкретизирован в Постановлении Совета администрации Красноярского края от 12.07.2004 № 180-п, утвердившем Положение о порядке принятия решений о корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения природопользователями средств на выполнение природоохранных мероприятий (далее - Положение).
Согласно пункту 1.3 Положения корректировке подлежит сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду на календарный год. Размер корректировки платы не может превышать фактических расходов на выполнение природопользователем природоохранных мероприятий, согласно утвержденному перечню.
В силу пункта 1.5 Положения решение о корректировке размеров платы принимается Правительством Красноярского края на основании предложений комиссии Правительства Красноярского края по подготовке предложений о корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения природопользователями средств на выполнение природоохранных мероприятий.
Сбор материалов по корректировке размеров платы для их рассмотрения Комиссией и заключение договоров с природопользователями о корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения природопользователями средств на выполнение природоохранных мероприятий после принятия Правительством Красноярского края решения о корректировке размеров платы осуществляется министерством природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
Согласно пункту 1.7 Положения затраты на выполнение природоохранных мероприятий засчитываются в счет корректировки размеров платы при условии реализации мероприятий, перечисленных в приложении № 10 к Положению.
Разделом 2 Положения установлен порядок рассмотрения и принятия решений о корректировке размеров платы.
Предложения о корректировке размеров платы разрабатываются природопользователями на основе планов природоохранных мероприятий, имеющих положительный отзыв исполнительных органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере природопользования и в области охраны окружающей среды (пункт 2.1).
На основании решения Правительства Красноярского края об утверждении плановых размеров корректировки платы на предстоящий год, до 1 марта года корректировки, Министерство заключает с природопользователем договор о корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий. Договор заключается при условии предоставления природопользователем сведений о наличии положительного заключения государственной экспертизы с указанием номера и даты или подтверждения уполномоченного органа об отсутствии необходимости в проведении государственной экспертизы (далее - сведения). В случае несоблюдения природопользователем указанного условия по отдельным природоохранным мероприятиям, соответствующие мероприятия в Перечень природоохранных мероприятий, расходы на выполнение которых засчитываются в счет размеров платы, являющийся неотъемлемой частью договора, не включаются. При отсутствии сведений по всем природоохранным мероприятиям договор с природопользователем не заключается, о чем природопользователь уведомляется Министерством в течение 5 дней с момента истечения срока для заключения договора (пункт 2.9 Положения).
Согласно пункту 3.1 Положения природопользователи, в отношении которых Правительством Красноярского края утверждены плановые размеры корректировки платы, до 10 декабря года, на который осуществляется корректировка платы, представляют в Министерство отчет об освоении средств на выполнение перечня природоохранных мероприятий, прилагаемого к договору о корректировке размеров платы (далее - отчет об освоении средств) по форме согласно приложению № 4 к настоящему Положению, и расчет фактических размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласованный уполномоченным органом по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В пункте 3.2 Положения приведен перечень документов, прилагаемых к отчету. Также указано, что природопользователи представляют отчет о фактических затратах на природоохранную деятельность в текущем году и расчет экономического эффекта (фактический) от выполнения природоохранных мероприятий. Достигнутый (ожидаемый) экологический эффект подтверждается контролирующими органами.
Министерство в течение 10 дней после получения заключений исполнительных органов государственной власти края обобщает информацию, при необходимости запрашивает дополнительную информацию у контролирующих органов и представляет материалы на рассмотрение Комиссии (пункт 3.4).
В силу пункта 3.5 Положения комиссия в срок до 15 января года, следующего за годом, на который осуществлена корректировка размеров платы, готовит предложения для Правительства Красноярского края о корректировке размеров платы на основе отчета об освоении средств, приложенных материалов и представленных заключений.
Правительство Красноярского края в течение 5 дней со дня получения предложений Комиссии принимает решение об утверждении (отказе в утверждении) фактических размеров корректировки платы (пункт 3.6 Положения).
В течение 5 дней со дня принятия Правительством Красноярского края решений об утверждении (отказе в утверждении) фактических размеров корректировки платы Министерство направляет их в адрес природопользователей с предоставлением копий в контролирующие органы и в уполномоченный орган по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 3.7 Положения).
ОАО "ГМК "Норильский никель", являясь плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, имеет право на корректировку размеров данных платежей с учетом освоения им средств на выполнение природоохранных мероприятий.
Материалами дела подтверждается, что размер плановой корректировки на 2013 год определен для ОАО "ГМК "Норильский никель" в соответствии с процедурой, установленной Положением от 12.07.2004 № 180-п.
При утверждении Распоряжением Правительства Красноярского края от 11.09.2012 № 711-р плановых размеров корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду представлен план природоохранных мероприятий, имеющий положительный отзыв Управления. При этом план мероприятий содержит природоохранные мероприятия, реализация которых предусматривается в течение длительного периода времени.
В соответствии с требованиями пункта 3.1 Положения ОАО "ГМК "Норильский никель" письмом от 29.11.2013 № ЗФ/1323 представило Министерству отчет об освоении средств (фактических расходах) на выполнение перечня природоохранных мероприятий за 2013 год, затраты на реализацию которых относятся в счет корректировки размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Второй экземпляр данного отчета направлен в адрес Управления письмом от 29.11.2013 № ЗФ/1322.
По результатам рассмотрения представленных материалов Правительство Красноярского края Распоряжением от 16.01.2014 № 15-р отказало заявителю в утверждении фактических размеров корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду по следующим причинам:
1) объем корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды для общества в 2013 году Управлением не определен;
2) к отчету об освоении средств (фактических расходах) на выполнение утвержденного Правительством Красноярского края перечня природоохранных мероприятий природопользователями не представлены материалы, подтверждающие достигнутый (ожидаемый) экологический эффект по утвержденным для корректировки мероприятиям с положительным отзывом контролирующих органов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает неправомерным бездействие Управления, выразившееся в неопределении объема корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды ОАО "ГМК "Норильский никель" за 2013 год, а также незаконным отказ Правительства Красноярского края в утверждении фактических размеров корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду по приведенным основаниям.
Фактически, несмотря на установленную приведенными нормами законодательства обязанность Управления по определению объема корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды, в рассматриваемом случае оно уклонилось от исполнения данной обязанности, сообщив обществу и Правительству Красноярского края об отсутствии намерения принимать участие в определении объема корректировки.
При этом ссылку Управления в письмах на то обстоятельство, что в отсутствие документов, подтверждающих достижение реального экологического эффекта невозможно определить объем корректировки, суд признает необоснованной и противоречащей положениям действующего законодательства.
Постановлением Совета администрации Красноярского края от 12.07.2004 № 180-п установлена корректировка платы при реализации природоохранных мероприятий, по которым предполагается наступление ожидаемого экологического эффекта, а не только реального. Об этом, в частности, указывает пункт 3.2 Положения, предусматривающий, что ожидаемый экологический эффект подтверждается контролирующими органами. Каких-либо иных положений действующего законодательства, запрещающих определение корректировки при наличии ожидаемого, а не реального экологического эффекта, Управлением не приведено.
Кроме того, указанные природоохранные мероприятия, по которым установлен длительный срок их реализации и согласован предположительный ожидаемый экологический эффект, реализуются обществом длительное время. Указанные мероприятия также включены в договоры, заключаемые с Министерством.
По своей правовой природе корректировка размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды представляет собой предоставление льготы по возмещению экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации в связи с внедрением природопользователем наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработку отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации, которая как и сама плата направлена на возмещение затрат на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Право на указанную льготу непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, а потому как само ее введение, так и определение оснований предоставления, круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее предоставления, а также их изменение является дискрецией законодателя и в силу статей 72 (пункт "д" части 1) и 76 Конституции Российской Федерации входит в компетенцию органов законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из общих принципов права, любые обязательства (частно-правовые или публичные), должны исполняться надлежащим образом, и невозможен односторонний отказ от исполнения обязательства после того, как контрагент исполнил свою часть обязанностей. В противном случае нарушается принцип правовой определенности, оказываются обманутыми правомерные ожидания подвластных субъектов и подрывается доверие к государству.
По приведенной причине ссылка на невозможность определения объема корректировки при отсутствии реального экологического эффекта до момента завершения реализации природоохранного мероприятия не обоснована.
Довод Управления на отсутствие детально прописанного порядка реализации какого-либо права не может лишать лицо возможности реализации этого права.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 № 5-П отсутствие законодательного механизма реализации права не может приостанавливать реализацию права. Иное означало бы, что механизм реализации соответствующего права не опирается на стабильную правовую основу, без которой невозможно верховенство права, включающее в качестве обязательного элемента правовую определенность (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.10.2010 № 19-П).
Как указано ранее, право на корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий предусмотрено пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, соответственно все органы, в чью компетенцию входит содействие в реализации данного права, должны использовать властные полномочия в целях его реализации.
Суд также не принимает довод ответчиков об отсутствии у Управления обязанности по определению объема корректировки в связи с не поступлением в его адрес соответствующего заявления общества, в связи с чем данная государственная услуга в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", не могла быть оказана.
Подпункт "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" устанавливает, что под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, под государственной услугой, предоставляемой исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, понимается деятельность по реализации функций указанного органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. При этом заявителем является физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги с запросом о предоставлении государственной услуги (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Вместе с тем сущность государственной услуги не исчерпывается только тем обстоятельством, что она предоставляется по заявлению. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг (пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ). Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (пункт 1 статьи 11 этого же закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 352 утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание; среди которых нет функции Управлений Росприроднадзора, предусмотренных пунктом 6.12 Инструктивно-методических указаний, по определению объемов корректировки размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В пункте 1 части 1 статьи 6 названного Закона сказано, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Регламент, который бы регулировал соответствующие вопросы, у Росприроднадзора отсутствует.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не подлежит применению к спорным правоотношениям.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о незаконности бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, выразившегося в неопределении объема корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды ОАО "ГМК "Норильский никель" за 2013 год.
Правительство Красноярского края, отказавшееся утверждать объем корректировки платы для общества по приведенным обстоятельствам, обусловленным бездействием Управления, в том числе по непредставлению положительного отзыва о реальном (ожидаемом) экологическом эффекте в ответ на письмо заявителя от 07.11.2013 № ЗФ/1178 "О выдаче заключения об экологическом эффекте", фактически переложило бремя ответственности за ненадлежащую работу на общество, что является недопустимым и ущемляет права природопользователя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, Инструктивно-методическими указаниями и Постановлением Совета администрации Красноярского края от 12.07.2004 № 180-п установлена обязанность осуществления совместной работы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации по осуществлению корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение ими природоохранных мероприятий.
Таким образом, Распоряжение Правительства Красноярского края от 16.01.2014 № 15-р в части отказа в утверждении фактических размеров корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий в 2013 году для ОАО "ГМК "Норильский никель" в размере 1 124 123 234 рублей, в отсутствие объективных причин для невозможности определения объема корректировки и представления положительного отзыва о реальном (ожидаемом) экологическом эффекте является незаконным и подлежит признанию недействительным.
Требование общества о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в неоформлении корректировки размеров платежей ОАО "ГМК "Норильский никель" с учетом освоения им средств на выполнение природоохранных мероприятий за 2013 год в размере 1 124 123 234 рублей, суд считает необоснованным, поскольку данное действие завершает процедуру корректировки и возможно только после утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации объема корректировки.
Поскольку Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Правительство Красноярского края не совершило все необходимые действия, необходимые для осуществления корректировки размеров платежей, основания для удовлетворения данного требования заявителя отсутствуют.
В качестве восстановительной меры нарушенных прав суд считает необходимым обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Правительство Красноярского края выполнить надлежащим образом мероприятия, указанные в Инструктивно-методических указаниях и Постановлении Совета администрации Красноярского края от 12.07.2004 № 180-п, а именно:
- Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю рассмотреть вопрос об определении объема корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды ОАО "ГМК "Норильский никель" за 2013 год в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу;
- Правительству Красноярского края повторно рассмотреть вопрос об утверждении фактических размеров корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2013 году для ОАО "ГМК "Норильский никель" в порядке, установленном Постановлением Совета администрации Красноярского края от 12.07.2004 № 180-п.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По результатам рассмотрения дела заявление открытого акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" подлежит частичному удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела составляет 6 000 рублей. При подаче настоящего заявления в арбитражный суд заявитель уплатил государственную пошлину в размере 4 000 рублей. Учитывая, что заявитель не в полном объеме уплатил государственную пошлину, а также частичное удовлетворение требований, 2 000 рублей государственной пошлины подлежит отнесению на заявителя, 2 000 рублей - в порядке распределения судебных расходов на ответчиков в равном размере.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление открытого акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, выразившееся в неопределении объема корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды ОАО "ГМК "Норильский никель" за 2013 год.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения вопроса об определении объема корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды ОАО "ГМК "Норильский никель" за 2013 год в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу.
Признать недействительным Распоряжение Правительства Красноярского края от 16.01.2014 № 15-р в части отказа в утверждении фактических размеров корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий в 2013 году для ОАО "ГМК "Норильский никель" в размере 1 124 123 234 рублей.
Обязать Правительство Красноярского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения вопроса об утверждении фактических размеров корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2013 году для ОАО "ГМК "Норильский никель" в Порядке, установленном Постановлением Совета администрации Красноярского края от 12.07.2004 № 180-п.
В удовлетворении остальной части требований оказать.
Проверено на соответствие требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Постановления Совета администрации Красноярского края от 12.07.2004 № 180-п "О порядке принятия решений о корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения природопользователями средств на выполнение природоохранных мероприятий".
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю в пользу открытого акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" 1 000 рублей государственной пошлины, с Правительства Красноярского края в пользу открытого акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" 1 000 рублей государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.В.БОЛУЖ


------------------------------------------------------------------