Постановление Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 24.02.2015 N 54-205П "Об отчете Председателя контрольно-ревизионной службы Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск"



СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД ЖЕЛЕЗНОГОРСК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. № 54-205П

ОБ ОТЧЕТЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ СЛУЖБЫ
СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ЗАТО Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК

В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", на основании Устава ЗАТО Железногорск, Решения Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск от 20.10.2011 № 19-119Р "Об утверждении Положения о Контрольно-ревизионной службе Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск" Совет депутатов постановил:
1. Принять к сведению отчет Председателя контрольно-ревизионной службы Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск "О работе Контрольно-ревизионной службы Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск за 2014 год" согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия.

Глава
ЗАТО г. Железногорск
В.В.МЕДВЕДЕВ





Приложение
к Постановлению
Совета депутатов
ЗАТО г. Железногорск
от 24 февраля 2015 г. № 54-205П

ОТЧЕТ
О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ СЛУЖБЫ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ
ЗАТО Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК ЗА 2014 ГОД

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с пунктом 19.2 Положения о Контрольно-ревизионной службе, утвержденного Решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск от 20.10.2011 № 19-119Р. В нем отражены основные итоги деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования в 2014 году по реализации задач в сфере внешнего финансового контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения бюджета муниципального образования, отчета о его исполнении, а также установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

I. ПРАВОВОЕ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ СЛУЖБЫ

Полномочия и функции органа внешнего муниципального финансового контроля определяются его компетенцией, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом ЗАТО Железногорск, Положением о Контрольно-ревизионной службе Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск.
В соответствии с этими законодательно-нормативными актами деятельность контрольно-счетного органа муниципального образования осуществлялась в 2014 году на основании самостоятельно утверждаемых им годового и квартальных планов работы, сформированных с учетом предложений Главы ЗАТО г. Железногорск, постоянных комиссий Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск, Счетной палаты Красноярского края.
Приоритетной задачей Контрольно-ревизионной службы в отчетном периоде являлась оценка эффективности использования бюджетных ассигнований и муниципальной собственности в ЗАТО Железногорск, которая предполагает возможность достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема затрачиваемых средств или обеспечения наилучшего конечного результата с использованием установленного объема выделяемых ресурсов. При этом в процессе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, наряду с выявлением нарушений и недостатков в данных вопросах, Контрольно-ревизионной службой особое внимание уделялось профилактическим мерам по их предупреждению в текущей деятельности участников бюджетного процесса и других пользователей бюджетных средств.
Согласно утвержденным полномочиям контрольно-счетного органа одно из наиболее важных значений в его плановой работе отводилось внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета за 2013 год, включавшей в себя проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку итогового заключения на годовой отчет администрации ЗАТО г. Железногорск.
Постоянное внимание в организационной деятельности Контрольно-ревизионной службы уделялось также анализу доходного потенциала городского округа, эффективности бюджетных расходов, достижению программных целей и задач в социально-экономическом развитии территории.
Отдельным системным направлением в работе контрольно-счетного органа ЗАТО Железногорск являлась экспертно-аналитическая работа, связанная с предварительной экспертизой проектов муниципальных правовых актов в сфере бюджетных и имущественных отношений.
В отчетном периоде органом внешнего финансового контроля было продолжено начатое в предыдущие годы сотрудничество со Счетной палатой Красноярского края по проведению совместных контрольных мероприятий в сфере ЖКХ, в том числе, в отношении получения и использования компенсации выпадающих доходов организациям коммунального комплекса ЗАТО Железногорск.
В завершившемся году Контрольно-ревизионной службой проводилась последовательная работа по разработке и внедрению стандартов ее профессиональной и организационной деятельности на основе изучения и обобщения методических рекомендаций ассоциаций контрольно-счетных органов Красноярского края и Российской Федерации.
Положительно зарекомендовавшей себя формой работы контрольно-счетного органа стало регулярное проведение совместно с администрацией ЗАТО г. Железногорск кустовых семинаров-совещаний по итогам проведенных проверок в муниципальных учреждениях соответствующей профессиональной направленности.
В 2014 году дальнейшее развитие получила и публичная деятельность органа внешнего муниципального финансового контроля, как участника основных мероприятий, связанных с обсуждением и принятием местного бюджета, утверждением отчетов о его исполнении, с оценкой эффективности и результативности использования бюджетных средств и муниципальной собственности в ЗАТО Железногорск. Фактически по итогам большинства проведенных сессий Совета депутатов сотрудники Контрольно-ревизионной службы участвовали в освещении обсуждаемых и принимаемых на них решений с представителями городских средств массовой информации. Кроме того результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий этой службы систематически рассматривались на заседаниях депутатских комиссий с участием представителей структурных подразделений местной администрации и руководителей проверяемых организаций.
В целом организация работы контрольно-счетного органа муниципального образования в отчетном периоде, как и во все предыдущие годы, традиционно строилась на основе базовых принципов его функционирования: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ
СЛУЖБЫ ЗА 2014 ГОД

В истекшем году муниципальным органом внешнего финансового контроля было проведено 11 контрольных и 10 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе, 8 - в порядке предварительного и 13 - в рамках текущего и последующего контроля бюджетной и экономической сфер жизнедеятельности ЗАТО Железногорск. Дополнительно к этому Контрольно-ревизионной службой в отчетном периоде были также подготовлены:
- тематические материалы по вопросу эффективности использования муниципальными образованиями средств краевого бюджета, выделяемых им на реализацию отдельных государственных полномочий, для их обсуждения на заседании комитета по бюджету и экономической политике Законодательного Собрания Красноярского края;
- сравнительные данные по анализу бюджетных расходов, приходящихся на одного жителя в муниципальных образованиях Красноярского края и городских округах системы "Росатом", при формировании годового отчета Главы ЗАТО г. Железногорск;
- расчетно-статистические показатели для отраслевых подразделений администрации муниципального образования и профильной комиссии Совета депутатов по результатам финансово-экономической деятельности учреждений дополнительного образования в разрезе их функциональной специализации.
В рамках предметной направленности своих полномочий контрольно-счетным органом муниципального образования в 2014 году были осуществлены:
- 4 комплексные проверки по анализу эффективности, целевому использованию бюджетных средств и имущественных комплексов в организациях ЗАТО Железногорск, в том числе, при реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов муниципальной собственности, при обеспечении экономичного функционирования городской системы дополнительного образования, при своевременном получении и полноценном освоении краевых ассигнований на компенсацию выпадающих доходов организаций коммунального комплекса ЗАТО Железногорск, при оценке результативности управления и распоряжения муниципальной собственностью в МП "Горлесхоз";
- внешняя проверка отчета местной администрации об исполнении муниципального бюджета за 2013 год;
- 6 экспертиз по изменениям и дополнениям бюджета ЗАТО Железногорск на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов;
- анализ отчетов администрации ЗАТО г. Железногорск о текущем исполнении местного бюджета за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2014 года;
- 2 экспертизы проектов бюджета городского округа на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов (первоначального и уточненного);
- работа в заседаниях балансовой комиссии по рассмотрению ежегодных итогов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий;
- участие в совещаниях администрации ЗАТО г. Железногорск по мониторингу экономического состояния МП "Горлесхоз";
- осуществление в составе рабочей группы органов местного самоуправления экспертизы 15 муниципальных программ, подлежащих бюджетному финансированию в 2015 - 2017 годах;
- участие в 27 заседаниях постоянных комиссий Совета депутатов по обсуждению проектов правовых актов местного самоуправления, связанных с налогообложением, бюджетным процессом, использованием, управлением и приватизацией муниципального имущества.
С учетом бюджетного послания Президента РФ главное внимание Контрольно-ревизионной службы в отчетном периоде было уделено вопросам повышения эффективности расходов бюджетно-муниципального сектора экономики ЗАТО Железногорск. В этой связи оценке на предмет результативности и экономности использования бюджетных ассигнований были подвергнуты 10 муниципальных учреждений городской системы дополнительного образования с общим объемом финансирования, превышающем за исследуемое четырехлетие 817270,0 тыс. руб. По результатам данного мероприятия контрольно-счетным органом совместно с местной администрацией были проведены три тематических семинара-совещания с указанными учреждениями и внесено более 20 предложений, касающихся возможного снижения нагрузок на местный бюджет при их содержании.
Наряду с этим совокупный объем проверенных целевым образом бюджетных и имущественных средств по другим 18 объектам ЗАТО Железногорск составил в истекшем году 119203,6 тыс. руб. В процессе данных проверок органом внешнего муниципального контроля было выявлено свыше 40 финансовых нарушений и замечаний на общую сумму 2023,7 тыс. руб., в том числе: 1788,7 тыс. руб. - при использовании бюджетных ассигнований; 235,0 тыс. руб. - при соблюдении установленного порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
По итогам осуществленных экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-ревизионной службой в органы местного самоуправления было направлено 31 предложение, 13 из которых на момент составления настоящего отчета были полностью или частично учтены.
По инициативе Совета депутатов в правоохранительные органы ЗАТО Железногорск администрацией муниципального образования были направлены материалы контрольно-счетного органа по проверке эффективности использования муниципального имущества в МП "Горлесхоз" за период 2013 - 2014 годов.
Основными проблемными вопросами в сфере формирования и использования бюджетных средств, управления и распоряжения муниципальной собственностью в рассматриваемом отчетном периоде явились:
- наличие в местном бюджете существенного объема обязательств, принимаемых с нарушением требований статьи 136 Бюджетного кодекса РФ, так называемых "инициативных расходов территории", финансируемых преимущественно в рамках муниципальной программы по развитию системы социальной поддержки населения ЗАТО Железногорск;
- низкая доля налоговых и неналоговых доходов городского округа, составляющая менее 30% от общего объема бюджетных поступлений, что свидетельствует об отсутствии у органов местного самоуправления реальных возможностей для формирования за счет собственных ресурсов полноценного муниципального бюджета, обеспечивающего выполнение всех возложенных на эти органы полномочий;
- формирование бюджетных инвестиций по отдельным объектам муниципальной собственности с нарушением процедуры, определенной Постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск от 24.06.2014 № 1207 "Об утверждении Порядка принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций и предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности ЗАТО Железногорск и предоставления права заключать соглашения о предоставлении субсидий на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств" в части установления в срок до 15 сентября текущего года Комиссией по вопросам социально-экономического развития ЗАТО Железногорск объектов капитального строительства, подлежащих включению в муниципальные программы и местный бюджет на очередной финансовый год и плановый период;
- утверждение отдельных муниципальных программ с нарушением сроков, установленных Постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск от 21.08.2013 № 1301 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ";
- негативное снижение в текущем пятилетии объема и доли расходов капитального характера в общей сумме бюджетных затрат территории, что не позволяет обеспечить органам местного самоуправления должного восстановления и восполнения муниципального имущества;
- значительное расхождение плановых и фактических показателей по ряду затратных статей, обосновывающих устанавливаемые краевым регулируемым органом тарифы предприятиям коммунального комплекса ЗАТО Железногорск, в частности, по цеховым расходам, услугам гаража, затратам на приобретение и доставку топлива в МП "Гортеплоэнерго";
- наличие с учетом вывода из эксплуатации атомного реактора ФГУП "ГХК" объективных изменений в системе теплоснабжения ЗАТО Железногорск, повлекших за собой в условиях существующих ограничений по допустимому росту оплаты населением стоимости коммунальных услуг, более чем миллиардное увеличение совокупных ежегодных затрат краевого и местного бюджетов при отсутствии постоянных источников для их компенсации;
- выявление в управленческой деятельности бывшего руководства МП "Горлесхоз" существенных недостатков в организации достоверного учета первичных документов, подтверждающих обоснованность совершения хозяйственных операций, а также в эффективности использования имущества этого предприятия, явившихся причиной резкого ухудшения его финансово-экономического состояния в 2014 году;
- недопустимость подписания актов сдачи-приемки работ и осуществления их оплаты при отсутствии требующихся по договорам или контрактам полноценных конечных результатов;
- необходимость обязательного предъявления муниципальным заказчикам штрафных санкций за срыв подрядчиками сроков выполнения работ;
- потребность усиления внутреннего и ведомственного контроля за своевременностью исполнения муниципальными учреждениями договорных и контрактных обязательств в целях исключения возможных неэффективных расходов по оплате данными учреждениями неустоек за срыв возложенных на них обязательств;
- использование в качестве дополнительной меры, направленной на повышение эффективности бюджетных расходов рекомендаций письма Росфиннадзора от 27.04.2009 № 43-0.1-07-25/1813 об отсутствии в заключаемых муниципальными организациями договорах и контрактах условий по авансовым платежам;
- целесообразность включения конкретной величины неустойки за просрочку исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) договорных обязательств в размере не менее одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ не только в контрактах, но и в договорах гражданско-правового характера, заключаемых, как правило, без проведения торгов;
- нарушение установленных правил в отношении освобождения материально ответственных лиц от занимаемых должностей только после сплошной инвентаризации числящихся за ними товарно-материальных запасов и передачи их другим материально ответственным лицам, а также в части взыскания по распоряжению работодателя с виновных работников сумм причиненного ущерба в размере, не превышающем их среднего месячного заработка;
- установление фактов функционирования в Красноярском крае и городах системы "Росатом" значительного количества муниципальных учреждений дополнительного образования, уделяющих формированию внебюджетных доходов заметно большее внимание, чем в ЗАТО Железногорск, что, несомненно, обеспечивает этим территориям эффективное снижение бюджетных нагрузок при содержании данных учреждений;
- необходимость усиления текущего контроля со стороны главных распорядителей бюджетных средств за экономностью и результативностью использования подведомственными учреждениями получаемых бюджетных ассигнований.

III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ, ЗАДАЧИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В отчетном периоде Контрольно-ревизионной службой Совета депутатов на плановой основе была обеспечена целенаправленная реализация возложенных на нее полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля за исполнением бюджета ЗАТО Железногорск, соблюдением установленных порядков подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. При этом главный акцент в деятельности контрольно-счетного органа в 2014 году был сделан на оценку результативности и эффективности использования бюджетных ресурсов.
С учетом отмеченного приоритета Контрольно-ревизионной службой был осуществлен анализ более 936400,0 тыс. руб. расходов бюджетно-муниципального сектора экономики ЗАТО Железногорск, в процессе которого были выявлены потенциальные резервы:
по неиспользованию рядом муниципальных учреждений возможностей сокращения своих затрат за счет реализации инициативных котировочных процедур при проведении энергетических обследований зданий с учетом сложившейся в проверяемом периоде конъюнктуры цен на данные виды работ;
по возможному частичному снижению себестоимости коммунальных услуг, предоставляемых муниципальными предприятиями ЗАТО Железногорск, за счет приближения их фактических расходов к установленным плановым заданиям, относящимся, в первую очередь, к производственным затратам на приобретение, доставку топочного мазута и угля, на содержание собственного гаража, на общехозяйственные и цеховые расходы;
по своевременно незафиксированным и, как следствие, не исключенным потерям деловой и дровяной древесины в МП "Горлесхоз" в объеме свыше 7000 куб. м из-за отсутствия на предприятии в период 2013 - 2014 годов достоверного учета товарно-материальных ценностей;
по вполне осуществимому наращиванию объема платных услуг в учреждениях дополнительного образования городского округа с одновременным обеспечением экономности расходов на их текущее содержание за счет повышения наполняемости учебных групп, оптимизации штатного состава, централизации функций по ведению бухгалтерского, экономического, кадрового учетов, установления реальных, а не привлекательных в трендовом отношении, плановых заданий по числу занимающихся воспитанников в условиях ежегодно сокращающегося количества детей в ЗАТО Железногорск.
В целом за отчетный период контрольно-счетным органом Совета депутатов было проведено 21 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие, по результатам которых выявлено свыше 70 финансовых нарушений и замечаний на 28 объектах муниципального контроля.
Приведенные данные с учетом особо подчеркнутой в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию обязанности всех властных структур, в том числе, и органов местного самоуправления по решению основополагающей задачи повышения эффективности бюджетных расходов и результативности управления имеющейся собственностью достаточно обоснованно позволяют сделать вывод о важности дальнейшего осуществления контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности в рассматриваемом отношении.
Кроме этого следует также отметить, что массовый характер выявленных Контрольно-ревизионной службой нарушений по ненадлежащему исполнению муниципальными учреждениями и предприятиями условий заключаемых контрактов и договоров указывает на необходимость принятия со стороны администрации ЗАТО г. Железногорск соответствующих мер по укреплению их финансовой дисциплины.
В очередной раз приходится констатировать и о наличии на территории такой неблагоприятной тенденции, как поэтапное сокращение объема и доли расходов капитального характера в общей сумме затрат местного бюджета и достижение данными показателями своих критичных значений с точки зрения восстановления муниципального имущества. Такое положение дел, безусловно, должно нацеливать всех участников бюджетного процесса не только на активную работу по включению объектов капитального строительства ЗАТО Железногорск в инвестиционные, кластерные и другие программы федерального и регионального уровней, но и на реализацию конкретных мероприятий по оптимизации текущих расходов бюджетно-муниципального сектора экономики для последующего перенаправления высвобождающихся средств в развитие материально-технической базы закрытого административно-территориального образования.
Отдельные тематические результаты проведенных контрольных мероприятий наглядно свидетельствуют о необходимости дальнейшего осуществления регулярных проверок по использованию муниципальными предприятиями вверенного им имущества с целью предупреждения возникновения у них кризисных ситуаций, подобных МП "Горлесхоз".
Аналогично реализованной в истекшем году оценке эффективности использования бюджетных средств в системе дополнительного образования ЗАТО Железногорск органу внешнего финансового контроля целесообразно продолжить и распространить эту практику и на другие муниципальные учреждения городского округа.
В соответствии с приведенными выводами и достигнутыми в отчетном периоде результатами работы Контрольно-ревизионной службы основными направлениями ее деятельности в 2015 году станут:
мониторинг и сравнительный межмуниципальный анализ показателей социально-экономического развития территории;
проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направленных на оценку эффективности существующей системы муниципальных учреждений ЗАТО Железногорск;
совершенствование механизма предварительного, текущего и последующего контроля за подготовкой и исполнением местного бюджета в условиях программно-целевого принципа его формирования;
анализ сохранности и эффективности использования имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями и предприятиями ЗАТО Железногорск;
оценка результативности исполнения муниципальных программ и их фактического воздействия на показатели социально-экономического развития территории;
дальнейшее сотрудничество со Счетной палатой Красноярского края по вопросам осуществления совместных контрольных мероприятий в использовании муниципальным образованием ассигнований краевого бюджета;
обеспечение гласности и публичности в деятельности контрольно-счетного органа при его взаимодействии с участниками бюджетного процесса и средствами массовой информации.
В рассматриваемой связи в планах работы Контрольно-ревизионной службы на 2015 год в качестве базовых ее задач определены следующие контрольные и экспертно-аналитические мероприятия:
- поведение проверки эффективности использования бюджетных средств в учреждениях культуры ЗАТО Железногорск;
- осуществление внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета за 2014 год;
- мониторинг исполнения бюджета городского округа за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2015 года;
- участие в совместном со Счетной палатой Красноярского края контрольном мероприятии по проверке эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в ЗАТО Железногорск;
- анализ на заседаниях балансовой комиссии итогов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий за прошедший год;
- проверка эффективности и целевого использования муниципального имущества в МП "Комбинат благоустройства";
- экспертиза долгосрочных целевых программ ЗАТО Железногорск, подлежащих финансированию в предстоящем году;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов, подготовка доклада по обсуждению данного проекта на публичных слушаниях.
В завершение отчета в качестве предложения по развитию контрольно-счетной деятельности в ЗАТО Железногорск в условиях проводимой оптимизации численного состава органов местного самоуправления целесообразно указать на возможность заключения между ними соглашения о расширении практики привлечения профильных специалистов администрации муниципального образования к мероприятиям, проводимым Контрольно-ревизионной службой Совета депутатов.

Председатель
Контрольно-ревизионной службы
Совета депутатов
ЗАТО г. Железногорск
В.Г.ЛИФАНОВ


------------------------------------------------------------------